Начавшийся в 2007 году политический марафон обещает быть самым напряженным за всю историю новой России.
Версия для печати

Борис Грызлов: «Лидерство «Единой России» очевидно»

Начавшийся в 2007 году политический марафон обещает быть самым напряженным за всю историю новой России.
Одной из главных площадок был и остается Охотный ряд. Об особенностях текущего момента корреспонденты «МН» беседовали с председателем Государственной думы, председателем партии «Единая Россия» Борисом ГРЫЗЛОВЫМ.

- Борис Вячеславович, страна вступила в год проведения выборов в Госдуму пятого созыва. Разделяете ли вы опасение некоторых наблюдателей о том, что предвыборный популизм может помешать Госдуме качественно заниматься законотворчеством?
- Я бы посоветовал «некоторым наблюдателям» сначала поинтересоваться итогами работы Государственной думы текущего созыва за прошедшие три года. Парламентское большинство не допустило принятия ни одного популистского, ни одного невыполнимого закона. Если закон требует финансирования, то в бюджете всегда предусматриваются необходимые суммы.
Конечно, есть вопросы, например, с обеспечением финансами полномочий субъектов Федерации и муниципалитетов. Мы знаем эти проблемы и последовательно их решаем - через механизмы межбюджетных трансфертов, проводя регулярные консультации и с региональными властями, и с муниципальным сообществом, предусматриваем переходные периоды при проведении тех или иных преобразований, в частности в реформе местного самоуправления.
К сожалению, до того, как «Единая Россия» стала партией парламентского большинства, принятие заведомо популистских законов было в ходу. И начиная работу в Государственной думе четвертого созыва, мы были вынуждены разрешать трудности, оставленные нам «в наследство» из-за не всегда ответственной работы предыдущих законодателей. Яркий пример - закон о льготных выплатах, 122-й закон. Вы помните, с какими проблемами была связана его реализация. Но сама необходимость принятия этого закона была вызвана во многом законами, принятыми в 90-е годы. Предоставление льгот тогда, безусловно, приветствовалось населением, но в какую яму загоняло это экономику страны? Ради дешевой популярности у избирателей эти вопросы оставлялись «за скобками» тогдашними депутатами.
Могу заверить, что соблазна принять даже один популистский закон в предвыборный период у «Единой России» не возникнет. Такой соблазн наверняка будет у некоторых наших политических оппонентов, но на сегодняшний день, к счастью, это желание не соответствует их возможностям.

- «Единая Россия» в своем программном заявлении «Россия, которую мы выбираем», принятом на недавнем VII съезде партии, одним из приоритетов своей деятельности назвала борьбу с коррупцией. Почему Госдума до сих пор не приняла закон о борьбе с коррупцией?
- Если в российской правовой системе пока нет отдельного закона о борьбе с коррупцией, то это не значит, что с коррупцией никто не борется. Для этого есть достаточно правовых предписаний: и в Уголовном кодексе, и в Кодексе об административных правонарушениях, и в гражданском законодательстве. Можно сказать, что у нас нет особого закона о противодействии коррупции, но те законы, которые мы приняли в этой сфере, работают.
Это не означает, что в законодательном плане все задачи решены, и дело только за правоприменителями. Совершенствуя национальное антикоррупционное законодательство, полгода назад депутаты ратифицировали Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, а в феврале 2006 года - Конвенцию Организации Объеденных Наций против коррупции.
Должен также сказать, что успех в борьбе с коррупцией в значительной степени зависит не только от качества закона, но и от многих других факторов. В их числе - отношение общества к коррупционным проявлениям. Коррупцию ругают все, понимая под ней в первую очередь нечистоплотность чиновников высокого ранга. Но коррупция начинается уже тогда, когда человек платит взятку за то, чтобы не стоять в какой-нибудь очереди или получить по «упрощенной схеме» водительские права.
К сожалению, коррупция проникла в массовую психологию. Обойти существующие процедуры, действительно очень бюрократизированные, через мзду, считается не то что не аморальным, а даже нормальным. Эту психологию нужно ломать, пусть не сразу, но непременно. Именно поэтому «Единая Россия» и заявила о борьбе с коррупцией как о партийном приоритете, именно поэтому один из проектов партии посвящен вопросам эффективного управления.

- Что имеется в виду под партийными проектами? Как вообще будет организована работа по реализации решений VII съезда вашей партии?
- Партийные проекты - это внедрение в деятельность партии программно-целевых методов. Такой подход доказал свою эффективность при реализации четырех приоритетных национальных проектов, которые президент назвал «прежде всего проектами «Единой России». Суть заключается в постановке актуальных и понятных целей, ближайших и долгосрочных задач, концентрации ресурсов, определении сроков и ответственных.
На съезде мы сформулировали 18 новых проектов партии. Одни ориентированы на развитие экономики - например, проекты «Авиапром», «Энергетическая безопасность», «Российский агропром»; другие - на повышение качества жизни людей - проекты «Достойный труд», «Свой дом», «Чистая вода»; третьи - на развитие духовно-нравственной сферы - проект «Историческая память».
Наши проекты - это важнейшая часть решений съезда. В целом по этим решениям работа уже ведется. В ближайшее время в каждом федеральном округе пройдут межрегиональные форумы, на которых будут обсуждаться решения съезда в привязке к потребностям каждого региона, ведь везде есть своя специфика. Для одного субъекта Федерации будет особенно актуален проект «Российский лес», направленный на стимулирование глубокой переработки леса на нашей территории, для другого - проект «Авиапром», посвященный вопросам поддержки авиационной промышленности как одного из локомотивов инновационной экономики.
Сейчас в правительстве готовится проект федерального бюджета на 2008-2010 годы, мы ожидаем его внесения до конца апреля. Это первый трехлетний бюджет, и парламентское большинство будет добиваться, чтобы в этом бюджете были в полной мере отражены все те задачи стратегического развития России, о которых мы говорили на съезде в Екатеринбурге. Сейчас сформирована рабочая группа, в нее вошли и депутаты Государственной думы, и члены Совета Федерации. Мы хотим уже на ранних стадиях, в режиме нулевого чтения поставить правительство в известность о наших требованиях к бюджету. Пусть правительство настраивается на жесткий разговор с депутатами уже сейчас.

- Совпадают ли подходы «Единой России» и исполнительной ветви власти к Стабилизационному фонду, который почти не расходуется из-за опасения роста инфляции?
- Что касается использования средств Стабфонда, то здесь ваша информация не вполне верна. Его средства, в частности, позволили России досрочно погашать внешний долг, а это значит, что зарубежные кредиторы не будут иметь поводов вмешиваться в нашу экономическую политику, как это происходило в 90-х годах. Теперь, после выплаты этих долгов, часть дополнительных доходов, которые идут на инвестиции, может быть существенно увеличена.
Но еще важнее, пожалуй, другое. При подготовке бюджета 2006 года депутаты настояли на пересмотре макроэкономического прогноза, на увеличении доходов и расходов бюджета. То есть значительная часть средств, которые правительство стремилось направить в Стабилизационный фонд, не попали в этот сундук и стали работать на российскую экономику. Именно эти средства пошли на Инвестиционный фонд и на финансирование приоритетных национальных проектов. Причем их четкое планирование позволило не допустить высокой инфляции, на опасность которой всегда ссылалось правительство.
То есть депутаты уже добились изменения подхода к дополнительным доходам. Новый подход закреплен в бюджете 2007 года - бюджете стратегических проектов и получит дальнейшее развитие в бюджете следующих трех лет.

- Общественная палата РФ заявляла о намерении подвергать экспертизе не только законопроекты, но и принятые Госдумой нормативные акты. Как нижняя палата парламента взаимодействует с Общественной палатой?
- Взаимодействует в соответствии с законодательством - а законодательство предполагает активное участие Общественной палаты в законотворческой экспертизе. Но степень этой активности определяет сама Общественная палата. Она планирует и проводит свою работу самостоятельно, а те условия ее работы, которые зависят от Государственной думы, созданы в полном объеме.
Что касается экспертизы внесенных законопроектов и принятых нормативных актов - то ее может проводить не только Общественная палата, но и любое общественное объединение, любой гражданин России. Все эти документы находятся в открытом доступе, многие из них широко обсуждаются и в СМИ, и на встречах депутатов с избирателями, и в письмах депутатам - и чем шире такое общественное обсуждение, тем лучше для Государственной думы, для всего государства, для всего общества.

- В программном заявлении партии говорится, что «Единая Россия» будет добиваться ограничения тарифов естественных монополий и уголовной ответственности за их незаконное повышение. Свежий пример: в нынешнюю рекордно теплую зиму в ряде регионов, в частности, в Ярославле, выросли тарифы на отопление жилья. Кто за это ответит?
- Само понятие «монополия» подразумевает необходимость внешнего контроля за ее деятельностью. Тарифы естественных монополий расти могут, в том числе по причине инфляции, но каждое повышение должно быть обосновано. Стоимость услуг, в первую очередь для граждан, должна быть подтверждена экономической необходимостью и расчетами, а не браться «с потолка». Это важно и для того, чтобы темпы роста, например, пенсий, как минимум не отставали от тарифов - это одна из задач, поставленных нашей партией.
Поэтому ежегодно, в соответствии с действующим законом, определяются предельные уровни роста тарифов для каждого региона на услуги ЖКХ. И если эти параметры не выдерживаются, а значит, не исполняется закон, то это предмет для конкретного разбирательства по каждому такому случаю. Виновные в необоснованном повышении тарифов должны быть привлечены к ответственности, и «Единая Россия» считает, что эта ответственность вполне может быть уголовной.

- Как Госдума и «Единая Россия» намерены участвовать в регулировании поставок алкоголя на российский рынок?
- Разумеется, не путем прямого участия в поставках. Мы будем действовать путем создания необходимой законодательной базы и контроля за ее выполнением - это и депутатские запросы, и приглашение в Думу руководителей и представителей соответствующих министерств и ведомств, отвечающих за порядок на алкогольном рынке.
Мы считаем, что торговля такими товарами, как алкоголь, должна находиться под жестким государственным контролем. Отсутствие такого контроля слишком дорого обошлось нашим гражданам. Поэтому то, что мы реализовали, было реальной необходимостью - государственная монополия на производство спирта, закрытие рынка для мелких продавцов, фирм-однодневок, которые были не способны, а очень часто даже и не стремились к тому, чтобы гарантировать качество. И это не говоря о том, что многие такие фирмы заведомо продавали смертельный яд.
Но с принятием поправок задачу еще нельзя считать полностью решенной. Контроль за рынком алкоголя может и должен быть усилен, хотя не в каждом случае это будет требовать законодательного оформления. Понятно, что в повестке дня остается и повышение качества работы контролирующих органов. Особое и очень важное направление - это продолжение борьбы с потреблением алкоголя среди несовершеннолетних, борьбы с пропагандой такого потребления.

- Что реально конструктивного сделала Госдума для укрепления межпарламентских связей со странами СНГ?
- С коллегами из стран СНГ мы взаимодействуем постоянно. Существуют и активно работают различные межпарламентские организации - Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС, Межпарламентская ассамблея СНГ, Парламентское собрание Союза Белоруссии и России, в конце 2006 года создана Парламентская ассамблея организации Договора о коллективной безопасности, в прошлом году впервые проведена встреча руководителей парламентов стран Шанхайской организации сотрудничества. В прошлом году мы отмечали столетие Государственной думы России, и этот юбилей, имеющий отношение к истории парламентаризма в ныне независимых странах, стал хорошим поводом для обсуждения состояния и перспектив институтов народовластия в том числе и на пространстве СНГ.
То есть возможностей и «площадок» для сотрудничества много. Думаю, что в целом они используются достаточно эффективно. Развитие сотрудничества со странами СНГ - нашими ближайшими соседями - является приоритетом внешней политики России, и мы, парламентарии, на своем уровне обсуждаем все наиболее актуальные вопросы двустороннего и многостороннего взаимодействия. До четвертого созыва никогда ранее Государственная дума не занималась столь активно вопросами международного сотрудничества.
Безусловно, важнейший практический результат работы законодателей - это принятие новых законов. Из 113 международных договоров и соглашений, ратифицированных Государственной думой в четвертом созыве, более 40 касаются наших взаимоотношений со странами СНГ.

- Каким, по-вашему, должно быть оптимальное число партий в России для устойчивого функционирования многопартийной системы? Может ли осуществиться проект двухпартийной системы в составе «Единой России» и «Справедливой России»?
- Не думаю, что есть необходимость говорить об оптимальном числе партий. Право на объединение - конституционное право граждан России, и любое объединение граждан может поставить перед собой задачу стать партией. Если оно подтвердит свой авторитет, сможет привлечь к себе широкий круг единомышленников - то и станет партией.
Здесь вопрос не в количестве, а в качестве партий. Именно качество партий определяет устойчивость партийной системы, а не их количество как таковое. В этом созыве были повышены требования к партиям, в том числе по их численности - и это оправданно.
Если в избирательном бюллетене рядом с крупными, влиятельными, ответственными партиями стоят названия организаций, которые не представляют никого, кроме своих собственных лидеров, мелкие «диванные партии» - это просто обман избирателей.
Кстати, именно поэтому они специализируются на громких обещаниях. Если не можешь выполнить, то какая разница, что обещать? Принятые нами поправки позволяют существенно повысить ответственность партий перед гражданами.
Понятно, что в результате повышения требований партий станет меньше, но это сокращение будет идти само собой. Важный этап - выборы 2007 года, и до них говорить о двух-, трех-, четырех- или любой другой партийной системе преждевременно. Лидерство «Единой России» очевидно, но только выборы этого года покажут, какая партия сможет претендовать на второе место. На сегодняшний день, можно сказать: конкурс еще открыт.

- Что вы можете сказать об истинном или мнимом противостоянии «Единой России» и «Справедливой России»?
- Для многих партий было бы выгодно представить политическую жизнь страны как противостояние между «Единой Россией» и именно этой партией.
Как правило, «Единая Россия» стремится не к противостоянию, а к диалогу с другими политическими силами. Но для этого в их программах должны появиться ответственные и реальные предложения.


Rambler's Top100