"Правовые аспекты интеграционных процессов государств-членов ЕврАзЭС при вступлении во Всемирную торговую организацию"
Версия для печати

Прямая речь

Выступление председателя Государственной Думы ФС РФ Бориса Грызлова на Межпарламентских слушаниях МПА ЕврАзЭС

Уважаемые коллеги!

 

 

Современный этап развития мировой экономики характеризуется резким увеличением торговых, финансовых, информационных потоков при одновременном росте их взаимозависимости и взаимосвязи. Либерализация торговли, активное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы привели к созданию глобального экономического пространства.

Существенным фактором здесь является усиление процессов интеграции и наличие большого числа интеграционных объединений. В целом, стремление многих государств мира к региональному экономическому сближению – объективное и закономерное явление. Стремление государств к интеграции отражает качественные изменения, которые происходят в мире и которые создают условия и предпосылки для развития взаимовыгодных отношений в различных сферах общественной жизни и в первую очередь, экономической.

Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования Единого экономического пространства, начатого в Таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание Евразийского экономического сообщества направлено на реализацию общих выгод и национальных интересов его членов, включая:

·         формирование более емкого общего рынка за счет объединения национальных рынков;

·         совместное противодействие от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран;

·         создание благоприятных условий для движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы в пределах ЕврАзЭС;

·         учет национальных экономических интересов государств-членов Сообщества.

Интеграция в рамках ЕврАзЭС отвечает экономическим интересам наших стран. Создаются условия для сохранения и развития территориально-производственных связей, специализации отдельных производств, что способствует более полному использованию экономического потенциала, повышению темпов экономического развития. Большое значение имеют задачи создания совместных предприятий, реализации совместных программ.

Развитию интеграции способствуют потенциально весьма емкий рынок государств-членов ЕврАзЭС, взаимодополняемая сырьевая база, совместимые производственно-технические и потребительские стандарты, единые технические параметры инфраструктуры транспорта и связи.

В рамках ЕврАзЭС получены позитивные результаты в области взаимного сотрудничества в торгово-экономической сфере. К настоящему времени сделаны важные шаги по формированию единой таможенной территории, по гармонизации и унификации национальных внешнеэкономических законодательств государств-членов ЕврАзЭС. В торговле между странами Сообщества практически устранены имевшиеся ограничения и действует режим свободной торговли без изъятий, проводится работа по формированию Общего таможенного тарифа.

Для активизации интеграционных процессов главами государств Сообщества в феврале 2004 г. утверждены Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы и мероприятия по их реализации.

В числе важнейших приоритетов интеграционного взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС – выработка согласованной экономической политики при присоединении к ВТО.    

В настоящее время полноправными членами ВТО являются 147 государств, из которых четыре  – участники СНГ, а одно из них, Киргизия, – член ЕврАзЭС. Около тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО, в том числе Россия и Казахстан. Сейчас почти все государства СНГ, включая государства-члены ЕврАзЭС находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Такие действия обусловлены тем, что ВТО обеспечивает для входящих в него государств:

·       более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;

·       доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов и устранение дискриминации;

·       регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от использования количественных ограничений;

·       реализацию своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах при выработке правил международной торговли;

Важным позитивным аспектом присоединения стран-членов ЕврАзЭС к ВТО должно явиться создание правового пространства, которое было бы адекватно международным нормам, и тем самым способствовало бы дальнейшей интеграции наших государств в мировое хозяйство посредством совместимости национальных систем регулирования экономики с мировой практикой.

Однако, не нужно забывать и о возможных негативных моментах для наших государств в связи с присоединением к ВТО. Следует иметь в виду, что изменения условий внешнеэкономической деятельности могут повлиять на социально-экономическое положение государств-членов ЕврАзЭС по нескольким направлениям. Так, основной отрицательный эффект может быть обусловлен снижением таможенных пошлин, что, в свою очередь, приведет к увеличению объемов импорта и созданию условий для сокращения собственного производства импортозамещающей продукции. Это может сказаться на размерах производства в сопутствующих отраслях, на численности занятых и доходах населения национальных экономик.

В этой связи, хотел бы подчеркнуть, что руководство государств-членов ЕврАзЭС уже давно озабочено проблемой согласования и выработки общей позиции при присоединении к ВТО.

В мае 2002 года было принято Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС «О совершенствовании взаимодействия государств-членов Евразийского экономического сообщества на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации».

Важным элементом этого Решения является то, что предлагается «до представления правительству государства-члена ЕврАзЭС проекта директив на переговоры об условиях присоединения к ВТО или проектов дополнений или изменений к уже утвержденным директивам, Сторона, подготавливающая соответствующие документы, предлагает Сторонам проведение консультаций с целью обсуждения основных элементов переговорной позиции. Консультации будут носить конфиденциальный характер».

В этом же Решении было отмечено, что «принимая во внимание высокую степень отраслевой диверсификации экономики и ресурсный потенциал Российской Федерации, условия ее присоединения к ВТО будут приняты за основу другими присоединяющимися к ВТО Сторонами и максимально учитываться ими в переговорном процессе».

Ключевым элементом внутренней работы в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО.

С 2000 года в Государственной Думе при Комитете по экономической политике и предпринимательству работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранными инвестициями (с 2004 г. – Экспертный совет по регулированию внешнеэкономической деятельности) с целью выяснения мнений в этой сфере государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов, а также координации их участия в законотворческой деятельности, связанной с присоединением России к ВТО.

Распоряжением Правительства России в 2001 г. был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО. Он предусматривал разработку ряда законопроектов, принятие которых позволило бы в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России требованиям ВТО.

К середине 2004 г. этот План мероприятий был в целом выполнен, в том числе были приняты и вступили в силу:

·       новая редакция Таможенного кодекса;

·       законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

·       «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»;

·       «О валютном регулировании и валютном контроле»;

·       «О техническом регулировании»;

·       пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности

·       и ряд других.

В настоящее время в Госдуме находятся на рассмотрении законопроекты, предусматривающие внесение поправок к ряду действующих законодательных актов. Так, к рассмотрению во втором чтении готовятся проекты дополнений к Таможенному кодексу Российской Федерации (в части таможенных сборов) и Закону «О таможенном тарифе» (в части таможенной оценки товаров). Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.

 

Уважаемые коллеги, в нашем интеграционном объединении, ЕврАзЭС, за годы его функционирования подготовлена и реализуется обширная нормативно-правовая база по экономическому взаимодействию, созданию Таможенного союза, предпосылок формирования единого экономического пространства, поэтому, вполне естественно, что мы согласовываем свои действия по присоединению к ВТО.

К тому же имеется и другая весомая объективная причина необходимости нашего взаимодействия. Наши экономики тесно взаимосвязаны. Несмотря на значительную переориентацию национальных хозяйств на отношения с третьими странами, уровень взаимовыгодности и взаимодополняемости сохраняется довольно высокий, и особенно в производственной сфере. Так,

·       около 800 предприятий России имеют активные производственно-кооперационные связи с 350 предприятиями Белоруссии;

·       560 российских предприятий работают в кооперации с 270 предприятиями Казахстана;

·       240 российских предприятий осуществляют взаимные поставки со 120 предприятиями Киргизии и Таджикистана.

В определенной степени в ЕврАзЭС функционирует как бы единый производственный комплекс, в котором осуществляются взаимные поставки по многотысячной товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В этой связи изменение правил экономических и торговых отношений в одной стране Сообщества скажутся на экономиках других государств-членов ЕврАзЭС. Поэтому в интересах всех наших государств выработать согласованный правовой и организационный механизм эффективного взаимодействия при присоединении к ВТО в целях социально-экономического развития наших стран, в целях благополучия граждан наших государств.

Полагаю, что наши парламентские слушания будут способствовать решению данной задачи.

Спасибо за внимание.

 


Rambler's Top100