"Депутаты Государственной Думы разделяют данную Президентом оценку ситуации в стране и поддерживают предложенные Президентом меры, считая их необходимыми. Знаю, что такую же ответственную позицию заняли и региональные законодатели."
Версия для печати

Прямая речь

Выступление Бориса Грызлова на семинаре-совещании руководителей законодательных органов государственной власти и представителей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федер

«Это совещание продолжает традиционные рабочие встречи депутатов нашей палаты Федерального Собрания Российской Федерации с региональными законодателями, а также с представителями исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В то же время, вопросы, которые нам предстоит обсудить, придают новое измерение нашей общей работе. 13 сентября на встрече с главами регионов Президент Российской Федерации подчеркнул необходимость повышения эффективности органов власти в решении всего комплекса стоящих перед страной проблем.

Депутаты Государственной Думы разделяют данную Президентом оценку ситуации в стране и поддерживают предложенные Президентом меры, считая их необходимыми. Знаю, что такую же ответственную позицию заняли и региональные законодатели.

2005 год станет годом крупномасштабных реформ, охватывающих самые различные сферы общественно-политической жизни нашей страны. Эти реформы взаимосвязаны и составляют единый комплекс мер по повышению конкурентоспособности нашей экономики, обеспечению безопасности государства и граждан, укреплению единства страны. Важнейшей стратегической целью этих преобразований является создание условий для повышения качества жизни людей. Необходимое условие успеха всех проводимых реформ – дальнейшее развитие политической системы нашей страны, приведение ее в соответствие с характером и уровнем задач, стоящих в настоящее время перед Россией.

Мы с вами хорошо понимаем, что ни одна сколько-нибудь крупная экономическая, социальная и иная проблема не может быть удовлетворительным образом решена без эффективно действующей системы государственной власти и, в частности, ее исполнительной ветви. Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу проект федерального закона, который изменяет порядок избрания глав исполнительной власти регионов. Этот законопроект концептуально поддержан депутатами.

Президентская инициатива предусматривает, что законодательные органы власти субъектов федерации будут рассматривать кандидатуры на должности глав исполнительной власти регионов, предложенные главой государства. Такой порядок, безусловно, приведет к повышению роли и ответственности региональных парламентов в политической системе нашей страны. Уже сейчас, когда и в центре, и на местах прошел первый этап обсуждения этого нововведения, можно констатировать, что президентская инициатива поддержана ведущими политическими силами.

Конечно, детали законопроекта будут и должны обсуждаться, ведь он принят только в первом чтении. Ведется дискуссия по вопросу наделения Президента Российской Федерации полномочием распускать законодательный орган власти региона в случае, если кандидатуры, предложенные главой государства, неоднократно отклоняются. Сегодня выдвигается немало конкретных вариантов законодательных норм, регулирующих этот вопрос.

Поступают и другие инициативы, достойные внимания и обсуждения. Например, предлагается, чтобы кандидат на должность главы региона представлял при обсуждении его кандидатуры программу социально-экономического развития субъекта федерации. Думаю, что это было бы оправданно, и процесс избрания кандидата стал бы более предметным.

Обсуждая президентские инициативы, все мы должны осознавать, что сегодня, в связи с новыми угрозами безопасности нашего государства, общества, каждого гражданина, жизненно необходимо укрепление российской государственности. Эти высшие соображения и общегосударственные интересы должны быть положены в основу нашей деятельности как депутатов, как законодателей, как представителей народа России.

Исторический опыт нашей страны и зарубежных стран говорит о том, что любая масштабная реформа всегда сталкивалась с противодействием, с непониманием со стороны части общества. Иногда просто потому, что предлагаемые преобразования были непривычными. Наиболее продуктивный путь разрешения таких проблем всегда был связан с согласованием позиций различных общественных групп, с совместной работой, со взаимными уступками и тщательной экспертизой последствий.

Сегодня формируются новые принципы деятельности органов исполнительной власти – с учетом реформы министерств и ведомств в федеральном центре, новой системы выборов глав регионов, нового закона о государственной гражданской службе. Предполагается переход на формирование Государственной Думы по пропорциональному принципу. Общество должно не только понимать, как будет работать новая система власти. Общество должно напрямую участвовать в ее деятельности – более честной, более прозрачной, более ответственной.

Одна из инициатив – по созданию Общественной палаты – как раз и направлена на стимулирование конструктивной активности гражданских объединений. Полагаю, что вы согласитесь со мной в том, что законодательному процессу необходима общественная экспертиза. Примеры влияния на законотворчество со стороны общественных объединений были и раньше, но не всегда они принимали конструктивные формы. И в то же самое время, дефицит общественной экспертизы был наиболее острым в ходе работы над важными, но недостаточно привлекательными для СМИ законами. Вывод очевиден: и депутаты Государственной Думы, и региональные законодатели должны не только поддерживать усилия по обеспечению общественной экспертизы законопроектов, но и стимулировать такие усилия.

В числе проводимых в стране преобразований важное место занимает продолжающаяся реформа межбюджетных отношений, ставящая своей целью разграничение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти. В 2005 году предстоит реализовать эту реформу на практике. При этом должна быть решена задача обеспечения предоставляемых полномочий устойчивыми и достаточными источниками финансирования. Одним из таких источников являются региональные и муниципальные налоговые базы. Но мы с вами хорошо знаем, что во многих субъектах Российской Федерации этого будет недостаточно для обеспечения всех, тем более расширившихся полномочий.

В Государственной Думе уделяется повышенное внимание решению этой проблемы. И мы исходим из того, что в условиях современного этапа развития нашей страны надежную финансовую базу для проведения реформы межбюджетных отношений нужно создавать при самом активном содействии федерального центра регионам. В том числе, путем выделения соответствующих ассигнований в федеральном бюджете. С этих позиций мы уже летом этого года начали совместную работу с Правительством Российской Федерации над проектом федерального бюджета на 2005 год. Соответствующий законопроект вчера, 24 ноября, прошел очередной ответственный этап, когда мы приняли его в третьем чтении.

Естественно, что для всех нас, уважаемые коллеги, вопрос о достаточности средств, заложенных под проведение реформы межбюджетных отношений в федеральном бюджете на 2005 год, является вопросом первостепенной важности.

Как известно, одним из важнейших элементов рассматриваемой реформы является замена многих натуральных льгот на денежные компенсации. Монетизация льгот направлена на общее оздоровление экономики, достижение справедливости и прозрачности системы социальной поддержки, должна привести к значительному улучшению качества помощи, оказываемой льготным категориям граждан. Убежден, что эти цели вполне достижимы при правильной постановке дела. Представители ряда субъектов Российской Федерации, в том числе и те, кто сегодня участвует в нашем совещании, опасаются, что предусмотренных в федеральном бюджете средств будет недостаточно для того, чтобы в полном объеме обеспечить все обязательства региональных и местных властей перед населением.

Мы осознаем эту озабоченность, и решаем соответствующие проблемы вместе с Правительством в ходе текущего бюджетного процесса. Хочу напомнить, что в бюджете на 2005 год предусмотрены крупные резервы для того, чтобы уже в ходе его исполнения оказывать необходимую финансовую помощь, если у субъектов федерации возникнут объективные трудности при исполнении своих полномочий. Мы будем поддерживать те усилия Правительства, которые будут направлены на содействие регионам, в частности, в форме списания части задолженностей. Депутаты Государственной Думы считают, что исполнительная власть будет должна регулярно и подробно отчитываться о результатах реализации закона о льготных выплатах. Уже сейчас, на подготовительном этапе, такая практика формируется.

Государственная Дума будет постоянно и самым внимательным образом следить за тем, чтобы у регионов не возникло серьезных финансовых проблем при осуществлении реформы межбюджетных отношений, выполнении старых и новых бюджетных полномочий и переводе социальных льгот в денежную форму. Для большинства депутатов Государственной Думы это – важнейший социальный приоритет.

Уважаемые коллеги!

Нас связывает общая забота о повышении эффективности работы законодательных органов в системе власти, общая заинтересованность в обмене конструктивным опытом работы.

В силу этого необходимо укреплять и расширять информационное взаимодействие между Государственной Думой и законодательными органами субъектов федерации.

18 ноября на встрече депутатов парламентского большинства Государственной Думы с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным отмечалось, что при рассмотрении многих ключевых для страны и граждан законопроектов особое значение приобретает разъяснительная работа. Важно донести до населения суть преобразований, проинформировать о целях и механизмах реформ. Граждане должны четко представлять, для чего предпринимаются те или иные меры, и на решение каких задач они направлены. И здесь, в этой разъяснительной работе, особую роль призваны сыграть именно представительные органы власти. Уверен, что Государственная Дума может рассчитывать на ваше понимание и поддержку в этом направлении деятельности. Нельзя забывать, что достоверное информирование граждан о деятельности органов власти является необходимой предпосылкой для расширения гражданской активности, привлечения общественности к решению важнейших общегосударственных задач.

На повестке сегодня стоят и другие вопросы, связанные в частности, с совершенствованием технических аспектов нашего взаимодействия. Хочу вас проинформировать, что в целях обеспечения электронного документооборота принято решение о подключении Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации к единым компьютерным сетям за счет средств, выделяемых для реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" на 2002-2010 годы. Думаю, что решение этой технической задачи позволит существенно оптимизировать нашу совместную работу.

В начале этого года на Совете Государственной Думы был принят план работы по взаимодействию Государственной Думы с законодательными собраниями субъектов Российской Федерации. В соответствии с этим планом у нас прошли содержательные стажировки работников аппаратов законодательных собраний регионов, состоялась учеба работников правовых управлений, а на прошлой неделе мы принимали у себя работников пресс-служб региональных парламентов. Имеется существенный потенциал и у созданного в этом году Координационного совета руководителей аппаратов законодательных органов субъектов федерации, сопредседателями которого являются руководители аппаратов двух палат Федерального Собрания.

Должен отметить, что в целом взаимодействие федеральных и региональных законодателей развивается по самым различным направлениям и оказывается весьма продуктивным и взаимообогащающим. Но впереди у нас большая совместная работа по повышению эффективности взаимодействия в законодательном процессе. У нас с вами всегда есть для обсуждения немало вопросов, проблем и задач, которые являются важными и актуальными для дальнейшего развития нашей страны.

Я желаю всем нам, уважаемые коллеги, достижения успеха в общей работе на благо народа и во имя процветания России!"

 


Rambler's Top100