Из выступления на встрече с руководителями пресс-служб законодательных и исполнительных органов власти в регионах 17 ноября 2004 года
Версия для печати

Прямая речь

Бори Грызлов: До принятия важных политических законов мы должны с ними знакомить общество

Депутатам Государственной Думы небезразлично, как налажено взаимодействие информационных потоков, касающихся работы палаты и работы законодательных органов власти в регионах. Тут есть целый ряд проблем, на которых хотел бы остановиться.

Информация, поступающая в регионы по работе Государственной Думы, нередко представляется в искаженном виде. Очевидны недоработки именно в налаживании механизмов нашего взаимодействия, хромает система обмена информацией. При принятии важных политических законов мы должны с ними знакомить общество еще до того, как они выносятся на обсуждение палаты. И это важнейшая задача, решение которой, по моему мнению, обеспечило бы политическую стабильность в нашем обществе.

Несколько конкретных примеров. Первый - это закон о введении льготных выплат. Ситуация, которая сопутствовала прохождению этого закона, на мой взгляд, взбудоражила все общество, а ведь мы могли бы этого избежать. Сейчас, когда закон принят, когда депутаты общаются со своими коллегами, депутатами законодательных органов власти субъектов Федерации или в своих приемных с избирателями, видно, что возникшее было напряжение спало именно потому, что суть этого закона была хорошо и грамотно разъяснена. А ведь поначалу даже название этого закона в средствах массовой информации было преподнесено как закон об отмене льгот, то есть он был выставлен как якобы явно антисоциальный закон. При его разъяснении основное количество льготников поняло, что льготы они практически не получали, а теперь будут получать реальные деньги. Мы могли бы избежать недоразумений и недомолвок, если бы своевременно подготовили население к обсуждению этого закона.

Сейчас предстоят достаточно сложные задачи по принятию ряда других законов, которые касаются некоторых аспектов политической жизни в нашей стране. Это закон об изменении формы наделения полномочиями глав субъектов Федерации - о ситуации по выборам губернаторов. Закон принят в первом чтении. Сейчас к нам поступают поправки. Большая их часть касается возможности роспуска законодательного органа власти в субъекте Федерации.

Важно, наверное, напомнить о том, что взаимодействие Думы и законодательных собраний субъектов Федерации должно проходить и по тем законам, которые рассылаются на отзывы в субъекты Федерации. Мы зачастую получаем неполное количество отзывов. По Регламенту Дума должна получить отзыв и от исполнительной, и от законодательной властей субъекта Федерации, а дальше - проанализировать эти отзывы. По тому же Регламенту есть определенные пропорции, которые позволяют сделать обобщенный вывод о том, в целом поддерживается ли данный законопроект или нет. Поэтому участие в законотворческом процессе пресс-служб, структур, обеспечивающих регионы информационными материалами, - важная задача.

Постараюсь ответить на вопросы, которые мне задают представители пресс-служб.

- Руководитель пресс-службы парламента Кабардино-Балкарии Мезоба Сусанна. В таком конституционном большинстве Государственная Дума работает впервые. Какие выводы уже можно сделать: эффективнее ли стала работа Думы, не ухудшилось ли качество законотворческого процесса?

- Да, действительно, Государственная Дума работает в новом формате. Реально по партийным спискам и по одномандатным округам, в которых победили кандидаты от партии "Единая Россия", мы получили сразу 230 депутатских мест. Впоследствии часть депутатов, которые опирались на нашу поддержку, либо те, кто изъявил желание работать во фракции "Единая Россия", подали заявления, и наша фракция стала насчитывать 306 депутатов. Конституционное большинство, как известно, составляет 301 депутат.

Мы можем сравнивать работу Дум первого, второго, третьего созывов с работой Думы четвертого созыва. Видим, что первая и вторая Думы работали таким образом, что законопроекты, которые вносились исполнительной властью, составляли в пакете или в портфеле Государственной Думы не более 10 процентов. А принималось их еще меньше. В Думе третьего созыва этот процент вырос до 30, то есть взаимодействие с исполнительной властью усилилось. Сейчас мы уже вышли на 50-процентное соотношение законопроектов, которые представляются исполнительной властью в Думу, и соответственно на 50 процентов, которые готовятся депутатами.

Причем взаимодействие с исполнительной властью осуществляется в режиме нулевого чтения - впервые появился такой формат. То есть внесение закона в Думу Правительством происходит после обсуждения с парламентским большинством. Повышается гарантия принятия закона, но это не исключает процедуры внесения поправок, и, уверяю вас, они вносятся и перед вторым чтением, причем достаточно существенные. В частности, в том же упомянутом мною законе в положение о замене натуральных льгот на льготные выплаты было внесено очень много поправок, касающихся и увеличения выплат, и изменения категорий льготников, и внесения дополнительных гарантий для выплаты льгот тем льготникам, которые имеют региональный статус и т.д., и т.п.

- Вопрос руководителя пресс-службы Кемеровского областного Совета народных депутатов Николая Николаенко. Какое участие Государственная Дума принимает в создании общественной палаты? Чем могут помочь в ее формировании законодательные собрания субъектов Федерации?

- Во-первых, мое мнение таково, что общественная палата должна работать при Федеральном Собрании, т.е. это должен быть орган, который работает и в Государственной Думе, и в Совете Федерации и при этом обладает достаточно широкими полномочиями. Были учтены и предложения, которые поступили из регионов. Ко мне непосредственно поступило 12 предложений, мы проводим в Государственной Думе и "круглые столы" по этой теме, и я думаю, что к окончательному решению, когда будут подготовлены документы, мы уже подойдем с учетом мнения субъектов Федерации и основательно изучим общественное мнение на местах.

- Начальник пресс-службы администрации Томской области Алексей Севастьянов. В конце ноября состоится очередной съезд партии "Единая Россия". Какое значение вы придаете именно этому съезду?

- 27 ноября пройдет съезд партии "Единая Россия". Я думаю, что концепцию съезда можно кратко изложить следующими словами. Прошло 11 месяцев после нашего избрания в Государственную Думу, и предвыборные обещания, которые давались нашим избирателям, во многом реализовываются именно фракцией "Единая Россия". Хотелось бы оценить, насколько полно они реализованы. Это первое. Далее. Мы хотели бы более четко сформулировать задачи текущего момента и сформулировать при этом наши идеологические и программные подходы к решению тех актуальных вопросов, которые сегодня стоят перед нами. Мы поддерживаем Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в его начинаниях. Сегодня проводятся огромные реформы. Они касаются и экономической, и административной, и социальной реформ. Мы видим, что не все вопросы решаются гладко, и все проблемы хотели бы сформулировать на съезде с тем, чтобы поддержать инициативы Президента.

- Начальник Информационно-аналитического управления Смоленской области Игорь Морозов. Довольны ли вы ходом выборов в региональные законодательные собрания по партийным спискам?

- Да, довольны. У нас очень хорошие результаты. Во всех законодательных собраниях - это Читинская область, Сахалин, Марий Эл, Иркутская, Тульская области - сформированы фракции "Единая Россия". Они являются самыми крупными. И во всех этих законодательных собраниях избраны председателями члены партии "Единая Россия".

- Представитель пресс-службы администрации Костромской области Алексей Ушанов. Что делает Государственная Дума по оказанию поддержки российскому спорту?

- У нас был "правительственный час", на котором выступал Вячеслав Фетисов, и разговор вышел за временные рамки. Далее был большой "круглый стол", на котором обсуждались проблемы российского спорта, сформулированы рекомендации. В частности, я эти рекомендации подписал буквально сегодня. На мой взгляд, сегодня федеральный орган исполнительной власти, который должен заниматься спортом, находится не на должном административном уровне. Я считаю, что Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму должно быть выведено из состава Министерства здравоохранения и социального развития в отдельное агентство, которое должно подчиняться непосредственно Председателю Правительства.

Нужно менять и подходы по программам, касающимся развития спорта и физкультуры в нашей стране, и такие задачи мы будем реализовывать. Больше средств следовало бы расходовать на физкультуру, на привлечение детей к спорту, нежели впоследствии на лечение детей от наркомании. У нас есть партийная программа строительства физкультурно-оздоровительных комплексов и спортивных площадок в регионах, и мы ее осуществляем, так что спорту уделяли и уделяем достаточно большое внимание.

У нас есть вопросы по работе федераций спорта в России. Это общественные организации, которые "непотопляемы" независимо от результатов деятельности, несмотря на то, что в уставах этих общественных организаций записано в качестве основной задачи формирование спорта высшего мастерства, т.е. сборных и, соответственно, содействие их успешному выступлению. А мы видим, что неудачные выступления на соревнованиях никак не влияют на дальнейшую работу этих федераций.

А ведь они развивают спорт на деньги налогоплательщиков. И если эти результаты негативные, то мы должны иметь законное право спросить с этих федераций. Сегодня такого права, кроме общественного мнения, нет.

- Вопрос из пресс-службы администрации Астраханской области. Ваша личная позиция: мэров крупных городов нужно назначать или выбирать?

- Что касается закона о выборах, я считаю, что он на сегодняшний день внесен в качестве закона, имеющего отношение к главам субъектов Федерации. Думаю, этим нужно ограничиться. То, что касается выборности мэров городов, то этот процесс должен быть максимально демократичным и предельно широко обсуждаться. То есть речь идет о всеобщих выборах в рамках данного муниципального образования. Думаю, что это было бы правильно.
 
Парламентская газета, 19.11.2004, №219

Rambler's Top100