Выступление Бориса Грызлова 7 ноября 2003 г.на Всероссийской конференции депутатов всех уровней - членов партии.
Версия для печати

Прямая речь

"Ответственная власть - реальные дела"

 

Уважаемые коллеги!

До выборов остается ровно месяц. Сейчас часто можно услышать суждения журналистов, что нынешние выборы, дескать, не "судьбоносные", что они ничего не решают. Это не совсем так. Исход нынешнего голосования, конечно, не решит судьбу России - вопрос об этом и не ставится. Судьба страны решилась в 2000-м году, когда президентом избрали Путина. Тогда в России начался этап нормального развития, который продолжается и сейчас. Когда я говорю "этап нормального развития", это вовсе не значит, что в России решены все проблемы, нет конфликтов и болевых точек. Я имею в виду другое: у нас - у граждан, у руководителей разного уровня - появилась реальная возможность влиять на положение в стране, решать вопросы не аврально, а в нормальном рабочем порядке. В чем залог успеха нашей работы? Он - в том, что сегодня "Единая Россия" - самая мощная партия со времен распада СССР. Наш кадровый и организационный потенциал быстро растет.

В рядах "Единой России" сейчас более 640 тысяч членов, среди них: 151 депутат Государственной Думы, 46 членов Совета Федерации, свыше 800 депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, значительное число депутатов городских и районных органов самоуправления, депутатов поселковых и сельских советов.

Столь представительного состава своего депутатского корпуса не имеет ни одна политическая партия в нашей стране. Успех нашей работы обеспечен и ростом доверия граждан к нашей Партии. Это доверие позволит нам и далее наращивать лидерство "Единой России" в избирательной кампании. В этом уже никто не сомневается, даже наши оппоненты.

Все это - яркое свидетельство того, что мы убедили Россию в пользе и продуктивности политической практики центризма. Мы создали новую и дееспособную партию, поддерживаемую большинством российского общества. Теперь мы должны добиться, чтобы Россия стала страной социальной справедливости и порядка, страной, в которой граждане живут в достатке, благополучии и безопасности.

Итоги нашей работы, программа наших дальнейших действий показывают, что нам есть за что отчитаться, и есть, что предложить гражданам нашей страны.

Сегодня мы собрались для того, чтобы определить приоритеты нашей законодательной работы на ближайшие четыре года.

Начало нашей законотворческой работы было положено 19 декабря 1999 года - именно тогда наша Партия получила огромный ресурс общественного доверия. За четыре года мы доказали, что "Единая Россия" - партия ответственной власти, партия, которая не только способна исправить чужие ошибки, но и создать базу для мощного рывка страны вперед.

Выстроенная нами депутатская вертикаль доказала свою эффективность и целесообразность. И сегодня у нас есть все основания утверждать - оказав нам тогда доверие, российские избиратели не ошиблись в своем выборе. Сегодня можно в кратко подвести итоги нашей работы.

В стране идет устойчивый рост зарплат и доходов, растет покупательная способность населения, началось формированию справедливой пенсионной системы.

За период с 1999 по 2003 годы реальная заработная плата работников бюджетной сферы выросла более чем в два раза, почти в семь раз увеличен минимальный размер оплаты труда, в три раза увеличен размер ежемесячного пособия при рождении ребенка и по уходу за ним.

Существенно снижена налоговая нагрузка. Заложен механизм сдерживания роста цен и тарифов.

Нам удалось создать правовые рамки для оборота сельскохозяйственных земель. Принят Земельный кодекс и закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Мы не пошли на жесткий вариант реформы жилищно-коммунального хозяйства. Мы сохранили систему льгот для малоимущих, запретили полный переход на стопроцентную оплату жилья и коммунальных услуг. Платежи для людей с доходом ниже прожиточного минимума понижены на 30-50 %.

Благодаря депутатским фракциям "Единой России" Государственная Дума стала работать куда более продуктивно. Фактически на каждом пленарном заседании Думы принимались и впоследствии вступили в силу законы, внесенные нашими депутатами. Принципиальная направленность всех этих законов - защита интересов населения и государства.

И это было высоко оценено и гражданами нашей страны, и Президентом Российской Федерации. Президент выразил благодарность нашей Партии, ее представителям в Государственной Думе, за ту работу, которая обеспечивает устойчивое развитие нашей экономики.

Выступление Президента на III Съезде нашей Партии придает нам дополнительные силы и энергию и налагает на нас особую ответственность. Поэтому в основе стратегии наших дальнейших действий - практическая реализация президентских инициатив, направленных на преодоление бедности, удвоенное валового внутреннего продукта, модернизацию Вооруженных сил.

Основная цель "Единой России" - обеспечить гражданам России достойную жизнь. Наш принцип: не человек для экономики, а экономика для человека.

Социальные расходы - не потеря для государства, а дальновидное инвестирование. Вложения в "человеческий капитал" - самые перспективные с экономической точки зрения. "Дорогой" человек - это богатое общество, способное явить миру новые стандарты, новые перспективы.

Мы считаем, что политика в области занятости и оплаты труда должна строиться не только на обеспечении минимального потребительского стандарта, но и на создании многочисленного слоя полноценных потребителей.

Опора на свои силы, на собственный экономический и научно-технический потенциал, богатейшие в мире ресурсы - другого пути возрождения России нет. Поэтому высококвалифицированные специалисты должны получать оплату, соответствующую сложности и качеству их труда. Ситуация, при которой инженер или ученый зарабатывает в несколько меньше уличного торговца, крайне опасна для страны. Это чревато не только "утечкой мозгов", но и разрушением технологического и оборонного потенциала.

Мы считаем, что государство должно разработать долгосрочные программы занятости населения. Мы против демагогических требований левых сохранять рабочие места любой ценой. Такие требования на деле означают воссоздание советской структуры занятости, когда в одной только промышленности (без строительства и сельского хозяйства!) около 40% всех работающих было занято тяжелым ручным трудом. Такие требования означают сохранение экологически вредных, грязных предприятий, с устаревшим оборудованием, выпускающих порой ненужные товары. Они обрекают Россию на положение второсортной страны.

Мы отвергаем и безответственные рассуждения так называемых либералов, которые уповают на то, что рынок сам всё решит. Безоглядная надежда на рынок может привести нас не в Европу, а в "третий мир", в компанию самых бедных и отсталых стран.

Одна из ключевых проблем российской экономики - дефицит квалифицированных кадров. Государственная политика в области образования и переподготовки кадров должна определяться перспективными направлениями развития экономики. Нам надо стимулировать внутригосударственную трудовую миграцию. Помощь в переезде к новому месту работы, создание единой (и открытой!) государственной базы данных по всем имеющимся вакансиям позволит удовлетворить спрос на рынке труда за счет собственных трудовых ресурсов, сократить безработицу (в том числе "скрытую").

Задача удвоения валового внутреннего продукта за 10 лет, поставленная в Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 2003-го года, означает необходимость среднегодового роста ВВП примерно на 8 процентов в год. Безусловно, это - реальная задача.

Решение этих задач требует от Партии разработки и реализации сбалансированной законодательной программы. Эта программа должна выполняться нашими депутатами всех уровней - от депутатов Государственной Думы до депутатов поселковых и сельских советов. Основы этой Программы заложены в "Перечне первоочередных законопроектов Партии "Единая Россия", который вам роздан. Этот "Перечень" будет доработан по итогам нашей конференции.

Мы исходим из того, что в ближайшие четыре года депутаты - члены партии "Единая Россия" должны сосредоточить свои усилия на законодательном обеспечении ряда ключевых направлений.

В их числе:

Обеспечение социальных гарантий для всех категорий населения, преодоление бедности, защита материнства и детства, рост реальных доходов населения, увеличение общего уровня пенсионного обеспечения;

Защита интересов населения и государства в ходе реформирования естественных монополий, жесткий контроль над ростом тарифов и качеством услуг;

Совершенствование жилищного законодательства с целью обеспечения доступности жилья, повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства путем повышения его рентабельности, а не за счет повышения тарифов ЖКХ;

Борьба с коррупцией и преступностью, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан;

Развитие правовых основ рыночной экономики, всесторонняя поддержка отечественных производителей, возрождение агропромышленного комплекса;

Формирование профессиональной армии и повышение уровня ее оснащенности современным оружием и техникой, восстановление отечественного военно-промышленного комплекса;

Совершенствование межбюджетных отношений, укрепление местного самоуправления, дебюрократизация экономики и социальной сферы.

Уважаемые коллеги! Хотел бы выделить две задачи, которые должны быть решены в ближайшие 4 года. Массив законодательных актов, действующих сегодня в Российской Федерации формировался десятилетиями и несет в себе немало рудиментов прошлых времен и просто противоречий между различными правовыми документами. Этот массив нуждается в упорядочении, устранение противоречий и кодификации. У нас уже существует ряд законодательных сводов, полно регламентирующих отдельные сферы: Трудовой, Гражданский, Земельный, Семейный, Налоговый кодексы. Думаю, что работа по кодификации законодательства должна быть продолжена.

Особое внимание хотел бы обратить на язык наших законов и законопроектов. Иногда складывается впечатление, что он унаследован от целых трех веков существования российской бюрократии. Между тем, наряду с упорядочением и кодификацией законодательства нам требуется, ни много ни мало, реформа законодательного языка. Мы никогда не построим правового государства, никогда не добьемся уважения к законам, если их язык не будет понятен обычному российскому гражданину.

Стабильное существование России, достойная жизнь ее граждан возможны лишь в случае, если страна будет в числе ведущих мировых держав. Россия должна быть сильным, уважаемым государством с эффективной экономикой.

Только с повышением уровня жизни, только по мере достижения нами мировых показателей Россия станет великой державой.

Россия должна ставить перед собой масштабные экономические цели. Идея "догнать Португалию" несерьезна. Если учитывать реальную покупательную способность рубля, наш отрыв от стран, например, Центральной Европы не столь велик. Его можно преодолеть при жизни одного поколения.

Можно, если нам не будут мешать. Посмотрим теперь, кто нам мешает?

И у меня лично, и у партии "Единая Россия" есть ответ на этот вопрос. Я давно сделал вывод, что главным виновником всех наших бед является бюрократия и порождаемый ею бюрократизм. Сегодня наша бюрократия - это препятствие на пути реализации планов Президента, это болото, в котором тонут все инициативы, направленные на благо страны.

Я не говорю, что в чиновничьем аппарате работают сплошь плохие люди. Напротив, я знаю, что многие госслужащие - отличные администраторы, профессионалы высокого уровня. Дело не только в людях, но и в том, что они поставлены в условия, в которых они неизбежно становятся "тормозом прогресса".

Есть старый анекдот (еще советских времен) про сантехника, который пришел к человеку ремонтировать кран и огорошил того заявлением, что сменой прокладки не обойтись, "надо менять всю систему". Этот анекдот вполне применим и к сегодняшней ситуации: надо менять систему. Нам нужно радикальное сокращение полномочий бюрократии. Государство должно отказаться от выполнения второстепенных и ненужных функций. Задача чиновников - контролировать соблюдение законов, а не управлять судьбами людей. Тогда не останется места для коррупции. Нужно защитить людей, предприятия, экономику от любого произвола, в том числе от чиновничьего. Все регулирующие механизмы должны быть прозрачны. Россия - страна небогатых людей. Поэтому мы не можем позволить себе высоких налогов и чрезмерных государственных расходов. А также решений, покупаемых на "административном рынке".

Одна из важнейших предпосылок бюрократизма - политическая анонимность. Это дает бюрократии возможность быть замкнутой корпорацией, работающей на себя, а не на дело. Внедрение в нашу политическую практику партийности, подбора кадров по партийной принадлежности даст избирателю возможность наглядно видеть, как та или иная политическая сила защищает его интересы.

Совершенно очевидно, что сегодня государственный аппарат перегружен излишними функциями. Мы видим, что попытки навести здесь порядок встречают широкое общественное сочувствие. Однако очевидно и сопротивление - причем не только ведомств, но и части общества.

С одной стороны, сегодня в России нет такого работника, хозяина, директора, предпринимателя, который бы, вне зависимости от масштабов его бизнеса, не жаловался на чрезмерный уровень налоговой нагрузки, запутанность и частые изменения налогового законодательства, бессмысленную регламентацию производственных отношений, бесчисленные проверки и другие виды государственного вмешательства.

С другой стороны, подчас те же самые люди требуют льгот, протекционизма и государственной поддержки. Причем особого отношения к себе требуют не только жители Севера, военные, одинокие матери, учителя и врачи. Если перечислять все группы и отрасли, претендующие на те или иные формы адресной поддержки, то, боюсь, мне не хватит отведенного времени.

Мы должны провести рационализацию государственных полномочий и расходов, руководствуясь хорошо знакомой народу формулой - "лучше меньше, да лучше". Мы считаем, что в ряде случаев проблема может решаться и посредством ликвидации соответствующих ведомств, и уменьшением численности при повышении качества их аппарата. Можно сказать, что именно нам Президент доверил проведение этих мер и они, в соответствии с президентским Указом, предпринимаются в МЧС, которым руководит Сергей Кужугетович Шойгу.

Развивая нашу государственность, мы не должны копировать или заимствовать не оправдавшие себя модели и подходы. Не секрет, что система управления экономикой, сложившаяся в послевоенный период на Западе, сегодня переживает драматические перемены. Бывшие некогда образцовыми институты государственного регулирования сегодня находятся в очевидном кризисе. Бремя неэффективных государственных расходов и зарегулированный рынок труда в ряде европейских стран почти парализовал усилия общества преодолеть экономический спад. Поэтому настаивать на дальнейшей бюрократизации экономики сегодня могут лишь агенты влияния конкурентов наших компаний.

Находясь в поездках по самым разным регионам России, я воочию убедился, в сколь сложной ситуации находятся те, кто занят реальным производством. Килограммы отчетности перед различными государственными институтами и неадекватная в ряде случаев налоговая нагрузка, не способствуют раскрепощению экономической активности и инициативы.

В порядке самокритики нужно признать, что многие из нас приложили руку к созданию гигантского, запутанного и хаотически меняющегося налогового законодательства. В новой Думе мы обязаны освободить отечественного производителя от необходимости заполнять простыни налоговой и статистической отчетности и тратить сотни тысяч человеко-часов на выяснение того, кто кому должен три рубля - бюджет предприятию или предприятие бюджету.

Сегодня борьба с бюрократией должна перестать быть старинной русской забавой. Успех этой борьбы - условие существования страны.

Эта задача соответствует ожиданиям всего нашего общества. И эту задачу мы обязаны решить.

Каким образом? Прежде всего - качеством законодательной работы. Потому что победить произвол чиновников может только ясный, недвусмысленный и непротиворечивый, отточенный по формулировкам закон.

Сегодня мы видим, что не все партии проявляют должное желание и активность в решении реальных задач, стоящих перед страной. Вместо этого, наши оппоненты начали истерику по поводу нашего отказа от участия в теледебатах. Они предвкушали, как на фоне наших выверенных планов будут давать заведомо невыполнимые демагогические обещания. Мы лишили их этого удовольствия.

Страна наблюдала дебаты в Госдуме на протяжении четырех лет. Все кто хотел что-то сказать, уже все сказали и не по одному разу. Ничего нового мы не услышим.

Для партий, не имеющих никакого веса, участвовать в дебатах с "Единой Россией", все равно, что запасному дворовой команды сфотографироваться с Третьяком. У нас тысячи депутатов всех уровней, сотни тысяч членов партии, миллионы сторонников. Все важнейшие законы последних лет, сдвинувших страну с мертвой точки, - заслуга нашей партии. Наши сегодняшние оппоненты не имеют к этому никакого отношения.

Дебатировать нам не о чем, да и не с кем. Кто сможет возразить против ключевых задач, которые ставит Президент и готова решать наша партия:

- преодоление массовой бедности,
- экономический рост,
- сильная армия.
Мы решили обсуждать наши планы напрямую с теми, для кого мы работаем, то есть с народом.

Мы решали и будем решать те задачи и проблемы, которые связаны с необходимостью обустройства жизни россиян, обеспечения для них достойной жизни и безопасности. Это - ясный и понятный людям подход.

План законотворческой деятельности партии - составная часть нашей программы. Уверен, что совместными усилиями мы воплотим его в жизнь.

У нас есть воля, желание и силы исполнить взятые на себя обязательства. Вся наша предыдущая деятельность - убедительное тому доказательство. За следующие 4 года мы должны дать России образцовую законодательную базу! В этом - смысл и цель предстоящей парламентской работы.

Благодарю за внимание.



[В начало]

-->

Rambler's Top100