Спикер Госдумы, председатель Высшего совета партии "Единая Россия" Борис Грызлов нечастый гость в редакциях печатных СМИ. Понятно, что свободного времени у человека, занимающего две столь ответственные должности, нет, да и быть не может! Поэтому заполучить его к себе - это большая удача. "Трибуне" это удалось: Борис Вячеславович пришел к нам в газету и подробно ответил на наши вопросы.
Версия для печати

Прямая речь

Мы должны знать свою историю. Спикер Госдумы, председатель Высшего совета партии "Единая Россия" Борис Грызлов ответил на вопросы газеты "Трибуна"

Спикер Госдумы, председатель Высшего совета партии "Единая Россия" Борис Грызлов нечастый гость в редакциях печатных СМИ. Понятно, что свободного времени у человека, занимающего две столь ответственные должности, нет, да и быть не может! Поэтому заполучить его к себе - это большая удача. "Трибуне" это удалось: Борис Вячеславович пришел к нам в газету и подробно ответил на наши вопросы.

- Борис Вячеславович, нынешний состав Госдумы скоро завершит свою работу. Какие вы можете назвать наибольшие достижения за истекший период?

- Начну с того, что это пятый созыв Государственной думы, начиная с 1993 года. А это уже на один созыв больше, чем сто лет назад: тогда проработали четыре состава. Отмечу, что благодаря работе нынешних депутатов Дума шестого созыва будет действовать уже в несколько ином формате. Мы приняли закон, согласно которому депутаты будут избираться на пять лет, а президент - на шесть. Этот новый этап начнется уже в текущем декабре.

Так что во многом благодаря нашим усилиям Россия подходит к новым парламентским выборам с обновленной политической системой. И это не только сроки полномочий. Например, сократилось минимальное количество членов партии. Раньше надо было 50 тыс., сейчас 45 тыс., а с 1 января 2012 года будет уже 40 тыс. Всем без исключения партиям предоставлена возможность не реже одного раза в год выступить с думской трибуны. В недавнем интервью "Файнэншл тайме" президент Дмитрий Медведев заявил, что дальнейшее развитие политической системы России требует, в частности, снижения проходного барьера на выборах в Госдуму с семи процентов до пяти, а может быть, и до трех. Когда я встречался с президентом, отвечая на мой вопрос, Дмитрий Анатольевич сказал, что эта задача является стратегической. Рассчитана она не на ближайшие, а на следующие выборы, хотя сам законопроект уже внесен президентом в Государственную Думу.

Также напомню, что на период работы пятой Думы пришелся тяжелейший экономический кризис. Сегодня можно с уверенностью сказать, что те решения, которые принимались нами, были правильными. Благодаря этому удалось, в частности, избежать паники в банковском секторе и спасти от краха нашу промышленность, особенно автомобильную отрасль, сохранить рабочие места для миллионов россиян.

По моим подсчетам, Дума пятого созыва в общей сложности приняла примерно в полтора раза больше законов, чем Дума четвертого созыва. Вообще должен сказать, что число законов, которые принимаются, растет от сессии к сессии.

- Как вы это объясняете?

- Дело в том, что в 1993 году, когда была избрана первая Дума, мы уже жили в другом государстве, и, по идее, надо было менять все законодательство. То есть тогда депутаты должны были бы принимать огромное количество законов. Но это было нереально, поскольку законодательную власть раздирали политические распри, и для решения большинства вопросов не удавалось консолидировать необходимое количество голосов. Именно поэтому столько работы осталось нам. Напомню, что, только начиная с четвертого созыва, удалось создать реальное парламентское большинство на основе одной партии - "Единой России". Поэтому последние восемь лет стали наиболее эффективными.

- В адрес Думы нередко звучит критика за "недоработку" законопроектов, а также за "пробелы" в законодательстве...

- Конечно, в деятельности любой структуры есть свои трудности. Принимая законопроекты, мы их всесторонне обсуждаем, и всегда находятся те депутаты, которые видят какие-то проблемы по-своему. Это нормальный рабочий процесс. Тем не менее закон принимается в том виде, в каком за него проголосовало парламентское большинство. Но мы стараемся прийти к консенсусу. Надо искать "золотую середину", эта линия должна просматриваться и при обсуждении законопроектов.

Бывает так, что нормы, которые принимаются, видятся как важные и даже необходимые. Однако проходит время, и жизнь подсказывает, что надо что-то исправить. Часто это возможно лишь тогда, когда закон уже принят и начинает действовать.

Что касается пробелов, то эту проблему можно соотнести с тем количеством законопроектов, которые рассматривают депутаты. Наши рабочие мощности, увы, не беспредельны. Здесь необходимо находить компромисс между количеством и качеством. Если использовать все формы обсуждения, которые имеются в нашем распоряжении, требуется немало времени. Это заседания профильных комитетов, "круглые столы" с привлечением большого количества экспертов, парламентские слушания, куда приглашаются 200-300 человек, включая представителей СМИ. На все это уходит не меньше месяца. Не говоря уже про первое, второе и третье чтения. А еще есть законы, которые затрагивают интересы субъектов Федерации. В этом случае необходимо получить отзывы из регионов. Такой закон быстрее, чем месяца за три, не примешь.

- Парламентариев часто критикуют за несовершенство законодательства по борьбе с коррупцией...

- Напомню, что сегодня усиление борьбы с коррупцией - это инициатива президента. И на самом деле ситуация меняется к лучшему. За последнее время мы приняли немало соответствующих законов и видим, что они начинают реально работать: дела доводятся не только до судов, но и до конкретных приговоров. Напомню, что раньше они, как правило, разваливались. А это говорит о том, что принятые законы являются правильными.

- А почему в Думе "застрял" закон об ужесточении ответственности для педофилов?

- Я хотел бы прокомментировать эту тему так: не ищите в нашем парламенте никакого педофильного лобби - его там нет! Не так давно мы приняли закон об ужесточении наказания за совершение преступлений сексуального характера против несовершеннолетних. Он был предложен президентом в 2009 году, а депутаты во втором чтении внесли в него ряд поправок, еще более ужесточающих наказание. Так что сами видите, необходимая работа идет.

- Есть такая расхожая шутка: строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Имеется ли в Госдуме какой-либо механизм, контролирующий исполнение законов?

- Да, у нас есть, например, такой эффективный механизм, как "правительственный час", формат которого сейчас несколько изменился. Если раньше мы приглашали министров для того, чтобы обсудить какую-то конкретную тему, то теперь -чтобы они отчитались за результаты деятельности возглавляемых ими ведомств по всем направлениям. И, конечно, там ставится в вину министру неисполнение каких-то законов, если подобное имело место.

Кроме того, парламентское большинство создало механизм "обратной связи", который работает через региональные отделения "Единой России". Они на местах собирают информацию, которая позволяет нам в случае необходимости либо скорректировать закон, либо более четко прописать отдельную правовую норму. В приемные Владимира Путина также приходят различные предложения по законодательству, которые учитываются нами в работе.

- В последнее время широко обсуждается тема Общероссийского народного фронта. При этом некоторых граждан почему-то смущает "военизированное" название. Готовы ли вы "поделиться" своими местами с "фронтовиками"?

- Что касается названия, помните, как раньше говорили дикторы, комментирующие первомайские демонстрации: "Широким фронтом идут колонны трудящихся...". Так что это не только военный термин. В мирной жизни это слово обозначает широкую общественную коалицию.

Но особо я бы хотел отметить важность проведения так называемых "народных праймериз". Кстати, наша партия, единственная из российских партий, еще раньше ввела в свой устав обязательное предварительное голосование до официального выдвижения кандидатур на выборы любого уровня. Сейчас мы скорректировали эти внутрипартийные нормы в связи с предстоящими выборами в Государственную думу, предусмотрев участие других организаций, состоящих в Общероссийском народном фронте.

Что касается числа мест, выделяемых представителям объединений из состава фронта, то это будет примерно 150 из 600 предусмотренных законом мест. Кстати, обращаю внимание, что одним из принципов работы нашей партии является постоянная ротация кадров, а поэтому нам нужна солидная "скамейка запасных". Мы надеемся, что кандидаты, не являющиеся членами "Единой России", будут активно участвовать в обсуждении законопроектов и внесут заметный вклад в активизацию нашей общей работы

30-06-2011 Трибуна, N25


Rambler's Top100