Надо отметить, что 2010 год стал рекордным по числу принятых законов. Это произошло не из-за погони за рекордами, просто это те темпы, которые необходимы стране на этапе посткризисного развития. Многие вопросы – и социального, и экономического характера – нуждались в дополнительном законодательном регулировании.
Версия для печати

Прямая речь

Председатель Государственной Думы, Председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов ответил на вопросы ИТАР-ТАСС

Подводя итоги уходящего года, какие Вы могли бы выделить главные достижения «Единой России» как партии парламентского большинства? По каким направлениям результаты достигнуты полностью, а по каким еще необходимо работать?

Надо отметить, что 2010 год стал рекордным по числу принятых законов. Это произошло не из-за погони за рекордами, просто это те темпы, которые необходимы стране на этапе посткризисного развития. Многие вопросы – и социального, и экономического характера – нуждались в дополнительном законодательном регулировании. И такие темпы стали возможны прежде всего благодаря конструктивному взаимодействию с Правительством, которое возглавляет лидер партии парламентского большинства.

С начала года в новом формате стали проходить «правительственные часы» - теперь руководители отчитываются не по одному вопросу, а по всем направлениям деятельности своего ведомства. Вместо «часа заявлений» раз в неделю каждая фракция получила время на выступление перед обсуждением повестки дня. Новым стало участие непарламентских партий в пленарном заседании Государственной Думы.

Что касается уже принятых законов, то факт их принятия не означает, что работа депутатов по тому или иному направлению полностью окончена. Уже действуют рабочие группы по мониторингу некоторых законов, например, закона о бюджетных учреждениях.

Перечислить все принятые законы в нашей беседе, конечно, не получится. Но можно говорить о том, что работа депутатов в этом году была сконцентрирована на нескольких приоритетных направлениях: безопасность, социальная политика, инновационное развитие, развитие политической и партийной системы. Мы реализовали инициативы Послания Президента 2009 года и приступили к реализации тех предложений, которые прозвучали в Послании 2010 года.

 

Многие обратили внимание на тот факт, что одной из главных тем представленного 30 ноября Послания Президента РФ Федеральному Собранию стала забота о детях. Какие законодательные инициативы по реализации соответствующих положений Послания Госдума будет рассматривать в весеннюю сессию 2011 года? Намерены ли депутаты фракции «Единая Россия» предлагать какие-либо новации в развитие этой темы?

У депутатов есть предложения, касающиеся реализации инициатив Послания. Тем более, что защита прав детей в этом году неоднократно обсуждалась в Государственной Думе.  

В осеннюю сессию принят президентский законопроект, запрещающий работать с детьми тем, кто имел судимость или подвергался уголовному преследованию за преступления против детей. Другой законопроект, внесенный депутатами, ограничил круг тех лиц, кто может быть усыновителем, опекуном, попечителем несовершеннолетних.

Первое чтение прошел законопроект, ужесточающий ответственность за продажу несовершеннолетним алкоголя, пива. Принят закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Безусловно, в следующем году такая законотворческая работа будет активизирована. Только инициативы Послания предполагают принятие целого ряда законов. И эти законы будут внесены в следующую сессию.

У нас есть несколько партийных проектов, связанных с защитой детей, с поддержкой семьи. К реализации одного из них, он называется «Детские сады – детям», «Единая Россия» приступила в мае 2010 года, обсудив его с Президентом. В частности, мы ведем работу по возвращению зданий детских садов, которые были перепрофилированы под другие учреждения. Определенные результаты есть уже в 60 регионах. Мы продолжим создавать условия для работы частных и семейных детских садов. Все это – пути к тому, чтобы у российских семей не было трудностей с детскими садами для своих детей.

Говоря в Послании о поддержке многодетных семей, Президент предложил выделять земельные участки для строительства семьям, где появился третий ребенок. Мы, безусловно, будем работать в этом направлении и считаем, что при реализации такой программы нельзя забывать о тех семьях, где три ребенка уже есть. Тем более, что в интервью по итогам года глава государства обратил внимание на необходимость упрощения порядка предоставления земельных участков гражданам России. Реальная возможность иметь свой дом на своей земле будет положительно влиять и на демографию, и на качество жизни граждан, и мы это особо отмечали в Программном документе партии.

 

10 декабря Госдума приняла в первом чтении проект закона о полиции, значение которого для российского общества трудно переоценить. По сравнению с изначальной версией нынешняя редакция документа была серьезно переработана. Между тем, обсуждаются и дальнейшие корректировки в тексте, второе чтение которого предстоит уже в январе. Так, Вы говорили о необходимости уточнить его в части, касающейся соцгарантий сотрудников. Какие новые изменения могут быть внесены в законопроект и не будет ли ослаблен ярко выраженный в нем сейчас акцент на правозащитную составляющую деятельности полиции?

Второе чтение законопроекта как раз и проводится для обсуждения поправок, в первом чтении утверждается только концепция будущего закона. Но именно с проекта закона «О полиции» в нашем законодательном процессе появилась новая традиция – обсуждение не только задач, но и предварительного текста законопроекта. Этот опыт оказался положительным, и затем на общественное обсуждение был вынесен предварительный текст законопроекта об образовании.

Я не случайно обратил внимание своих коллег на необходимость дополнительно учесть в законодательстве вопросы социальных гарантий. Если мы требуем от правоохранительных органов результата – большей безопасности, более результативной борьбы с преступностью – то мы обязаны не только повышать требования, но и создавать условия. Условия для того, чтобы привлечь на очень непростую службу – а в современных условиях, скажем прямо, – и сохранить на службе лучших специалистов.

Вы говорите о правозащитной составляющей закона – но ведь такие структуры, называем мы их милицией или полицией, и созданы для того, чтобы защищать граждан. Именно для этого им и предоставляются полномочия. И закон будет это отражать в полной мере. К сожалению, мы видели слишком много примеров, когда эти полномочия использовались неэффективно или с нарушением закона. Поэтому и потребовалась реформа. При этом Президент не только обозначил необходимость реформы системы, но и предложил сменить название «милиция» на «полиция».

Не все упреки в адрес милиции, которые звучат в СМИ, можно признать обоснованными. Но многие – необходимо признать. Тяжелая, опасная, самоотверженная работа сотрудников милиции – а я знаю, что большинство сотрудников служат достойно, – все это оказалось в общественном сознании оттеснено на задний план фактами преступлений, которые совершили сотрудники. Преступление, совершенное сотрудником милиции, не может быстро и просто уйти из сознания людей. Даже единичный подобный факт – это уже серьезный случай.

Именно поэтому при разработке закона особое внимание уделялось вопросам создания контрольных механизмов, которые бы повысили ответственность каждого сотрудника. И тем самым – помогли повысить качество работы.

Кстати, законодательное регулирование деятельности общественных советов при подразделениях полиции, которые предусмотрены в законопроекте о полиции, – одна из тех тем, которые мы дополнительно посмотрим в рамках второго чтения. Может быть, следует более детально прописать именно в законе и механизм их создания, и полномочия.

Когда я был Министром внутренних дел, мы исходили из того, что преобразования могут быть более постепенными. При жесткой борьбе с любыми нарушениями закона – «оборотням в погонах» не место в милиции. Само дело «оборотней в погонах» было далеко не единственным. Были отставки генералов, ужесточение контроля по вертикали, активизация работы службы собственной безопасности, борьба за полную регистрацию всех сообщений о правонарушениях. Считаю, что это было движение в правильном направлении.

Но необходимо отдавать себе отчет, что сейчас ситуация не похожа на прежнюю. Общество ждет не постепенных, а более резких изменений. И в руководстве МВД необходимость таких изменений тоже осознают. При этом, важно не снизить дееспособность правоохранительных органов при организационных изменениях. Меняется название или не меняется – борьба с преступностью и обеспечение правопорядка необходимы стране всегда, каждый день.

 

В настоящее время активно идет общественная дискуссия по поводу проекта базового закона «Об образовании». Какова позиция фракции «Единая Россия» по этому ключевому документу, есть ли положения, с которыми парламентское большинство не согласно? Насколько удачно, на Ваш взгляд, в новом базовом законе решается проблема «национального компонента», например, преподавание национального языка, на котором в свое время настаивали в Татарстане и Башкортостане?

Обсуждение законопроекта в партии идет очень активно. Причем обсуждаются не только сами положения, но и вопросы дальнейшей практической реализации. А предварительный текст для того и представлен на общее обсуждение, чтобы внести поправки в тот текст, который будет официально вноситься в Государственную Думу.

При этом главный принцип законопроекта – системный подход к вопросам образования – именно то, что сегодня нужно.

Ведь несмотря на то, что 2010 год был объявлен Годом учителя, мы не можем сказать, что все задачи, решения которых ждут граждане, действительно решены. Наверное, не все из них вообще можно решить за год – нужно планировать на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Фундаментальная проблема – это то, что система образования не работает как единая система в полном смысле слова. Есть системные сбои. И хотя решено немало проблем разного уровня, это не приводит к тому повышению качества образования, которое необходимо. Нужен базовый закон, чтобы образование не утонуло ни в мелких, ни в более крупных проблемах.

Мы строим инновационную экономику. А инновации требуют высокого уровня образования. Нужно усилить внимание и к тем предметам, которые связаны с сохранением нашей культуры, исторической памяти, и к тем, которые готовят к жизни в условиях новой экономики.

Нужны новые методики. Потому что нерационально просто наращивать количество уроков – нужно повышать их эффективность. Нужно развивать системы дополнительной подготовки и повышения квалификации – в современном мире нужно продолжать учиться и после школы, и после вуза.

Что касается преподавания языков, то языки всех национальностей России – это неотъемлемая часть российской культуры. Они должны сохраняться, они должны изучаться – в том числе и в школах.

Хочу обратить внимание, что в разных регионах своя специфика – где-то, наряду с государственным языком всей страны, русским, есть еще один язык республики, где-то – еще два языка республики, а где-то таких языков еще больше. Есть языки других народов, компактно проживающих в том или ином субъекте федерации, языки коренных малочисленных народов. Есть опыт работы школ с дополнительным изучением того или иного языка, причем не только в крупных городах. Поэтому в этом отношении всегда нужно учитывать региональную специфику. И не все можно детально прописать в базовом законе.

А то, что касается преподавания русского языка – государственного языка России – может быть определено именно на федеральном уровне.

 

Решение проблемы печально знаменитых столичных пробок стало одной из ключевых задач для нового мэра Москвы Сергея Собянина. Однако ухудшение транспортной ситуации в последнее время стало характерным явлением и для других крупных российских городов. Нужны ли, на Ваш взгляд, законодательные меры, в том числе, поправки в КоАП, для исправления ситуации? И насколько, по Вашему мнению, могут быть эффективны и целесообразны такие решения, как введение платной парковки и ограничения на въезд в центр города? Готовит ли «Единая Россия» какие-либо партийные проекты в данной сфере?

Проблема пробок, как мы знаем, общая проблема для крупных городов мира. Но даже при этом то, что происходит на московских дорогах, никак не может устраивать. Тем более, когда ситуация обостряется из-за климатических обстоятельств, как это происходит сейчас. При этом в одночасье, к сожалению, пробки не исчезают.

Мы изучаем возможности влияния на ситуацию в законодательном плане. Однако уже сейчас понятно, что проблему пробок нельзя решить поправками в КоАП. Механизмы, связанные с платой, тоже не являются спасением. Надо решать проблемы города, а не зарабатывать на них. А любые ограничения должны быть разумными.

Проблема пробок – это прежде всего проблема городского планирования. Те нормативы, на которых строились расчеты советского времени, давно устарели. Свой вклад внесла и точечная застройка. Если, например, при строительстве высотных домов не предусмотрено расширение подъезда к ним – пробки гарантированы.

Нужно не только ремонтировать, но и строить новые дороги, создавать альтернативные маршруты. Нужно развивать общественный транспорт. Нужно расширять количество парковочных мест. Нужно строить подземные переходы. Нужно планировать размещение объектов. Объем работы большой, и самое главное при этом – учитывать особенности города. Дорожное строительство – направление недешевое, и деньги не должны тратиться зря. Поэтому надо решать, в том числе, и антикоррупционные задачи.

Пример столицы заставляет задуматься руководителей других городов. Надо не повторить московских ошибок – и наша партия может сыграть важную роль в создании системы обмена опытом.

«Единая Россия» уже сейчас реализует несколько проектов, связанных с дорогами.

Есть проект «Новые дороги Единой России» – это вклад в строительство и ремонт дорог. Проект «Безопасные дороги» – это  повышение уровня безопасности.

Что касается именно столицы, то сейчас разрабатывается новый партийный проект «Москва – комфортабельный столичный мегаполис XXI века», я говорил о нем в декабре на совместном заседании Высшего и Генерального советов нашей партии. А обеспечение комфорта в городе, безусловно, подразумевает решение транспортных проблем. Такая задача в проекте ставится. Инициативы руководства Москвы по решению этих проблем – основные направления работы уже представлены, – получат партийную поддержку.

Rambler's Top100