Послание 2010 года – это не начало работы с нуля. Это продолжение работы – в том числе приоритетных национальных проектов и тех мер, которые уже приняты, например, в сфере демографии. Президент обратил в Послании внимание на достигнутые здесь результаты: по сравнению с 2005 годом рождаемость выросла более чем на 21 процент; в 2009 году впервые за 15 лет в стране наблюдался рост численности населения.
Версия для печати

Прямая речь

Выступление Председателя Высшего совета партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Бориса Грызлова на совместном заседании Высшего и Генерального советов Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»:«О действиях Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по реализации Послания Президента»

 

Уважаемые коллеги!

 

30 ноября Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выступил с Посланием Федеральному Собранию. За прошедшее десятилетие послания главы государства получили особое значение в политической жизни страны. И во многом это произошло потому, что парламентское большинство «ЕДИНОЙ РОССИИ», существующее с 2003 года, обеспечивает реализацию инициатив и задач Послания на законодательном уровне.

 

Послание 2010 года стало Посланием прежде всего социальным. И это созвучно нашей идеологии, нашей долгосрочной стратегии, нашей программе конкретных действий, в центре которых – человек. 

 

В числе обозначенных главой государства социальных приоритетов – демография, качество и доступность здравоохранения, поддержка молодых и многодетных семей, защита детей, модернизация образования, защита окружающей среды.

 

К тем направлениям работы в социальной сфере, которые были намечены ранее, добавились новые. Задачи работы в сферах образования, здравоохранения, социального развития конкретизированы.

 

Социальная составляющая – основа понятия «качество жизни». Именно для повышения качества жизни граждан мы развиваем политическую систему, создаем механизмы борьбы с коррупцией. И именно качество жизни граждан страны определит роль и место России в мире XXI века. Послание Президента – пример комплексного подхода к развитию страны, того подхода, которым мы с вами обязаны руководствоваться в своей деятельности.

 

По сути, Послание Президента ставит перед Партией новые задачи в сфере и законотворческой, и идеологической, и организационной работы. Чем сильнее будет наша Партия, тем эффективнее будут решаться общегосударственные, общенациональные задачи. А решения этих задач вправе требовать от крупнейшей Партии страны российское общество.

 

Мы с вами осознаем всю ответственность Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» за стабильности и развитие политической системы в интересах укрепления государства и модернизации страны.

 

Каждая инициатива Послания Президента, каждое поручение – кому бы оно ни было адресовано – требует участия нашей Партии. И это значит – каждый член Партии должен видеть и понимать возможность своего личного участия в их реализации.

 

Послание 2010 года – это не начало работы с нуля. Это продолжение работы – в том числе приоритетных национальных проектов и тех мер, которые уже приняты, например, в сфере демографии. Президент обратил в Послании внимание на достигнутые здесь результаты: по сравнению с 2005 годом рождаемость выросла более чем на 21 процент; в 2009 году впервые за 15 лет в стране наблюдался рост численности населения.

 

Эти показатели – самый убедительный ответ критикам нашего социально-экономического курса, и зарубежным, и доморощенным. И очевидно, что для закрепления достигнутых результатов надо продолжать начатое, а не менять стратегию развития.

 

Одно из направлений – это поддержка многодетных семей и молодых семей – в том числе с той целью, чтобы как можно больше молодых семей становились многодетными.

 

Мы, безусловно, сделаем постоянно действующей норму о возможности направления «материнского капитала» на выплаты по ипотеке. Соответствующий законопроект должен быть внесен в Государственную Думу до 1 февраля следующего года. До 1 марта планируется внести законопроект об увеличении налоговых вычетов для семей с детьми. И это не единственные стимулы.

 

Региональным отделениям Партии здесь не стоит просто ждать указаний из федерального центра. Сами регионы могут внедрить у себя практику некоторых субъектов федерации, где бесплатно выделяются участки под строительство дома или дачи для семей, в которых появился третий ребенок. При этом, не забывая о тех семьях, где трое детей уже есть.

 

Прежде всего, хотелось бы поблагодарить Президента за поддержку данной инициативы. Я напомню: год назад на съезде «Единой России» мы приняли Программный документ. И одно из основных его положений гласит: «Выделение участков под жилую… застройку является одним из приоритетов. Земля под индивидуальное строительство должна выделяться гражданам на льготных условиях, а для отдельных категорий (например, многодетных семей) – бесплатно».

 

Теперь наша с вами задача, опираясь и на поддержку Президента, и на наш Программный документ, добиться, чтобы все многодетные семьи – как это утверждено Съездом – могли это право реализовать. Считаю, что именно такая задача должна быть поставлена нашим коллегам, представляющим Партию в органах власти субъектов федерации и муниципалитетов.

 

Хочу подчеркнуть: многодетных семей в Росси не так много. По оценкам специалистов, их около 1,5 миллионов. Так что задача, поставленная Президентом, выполнима.

 

Но одновременно это еще и повод задуматься о ситуации с индивидуальным жилищным строительством в целом.

 

Есть ли у России возможности развивать этот сегмент? Опыт передовых регионов показывает: безусловно, да. Уже сейчас у нас есть субъекты федерации, где индивидуальное строительство доминирует. Причем я говорю не о сибирских регионах, где территории миллионами километров измеряются, а о Центральной России. Скажем, в Белгородской области, по результатам первого полугодия, это около 80 процентов. Люди там имеют возможность получить землю под строительство, причем в собственность и с инфраструктурой.

 

Так что задача решаемая. И наша цель – добиться, чтобы в рамках региональных программ развития жилищного строительства должное внимание уделялось индивидуальному жилью. И, кроме того, чтобы там предусматривались соответствующие средства под создание необходимой коммунальной инфраструктуры и дороги. Давайте уже оставим фразу «удобства во дворе» достоянием историков и литераторов.

 

Конечно, в жилищной сфере очень важно продолжить программы по обеспечению жильем тех категорий граждан, перед которыми у государства есть соответствующие обязательства. Так, до 2013 года должно быть построено 77,5 тысячи квартир для военнослужащих. И конечно, в следующем году очень важно завершить программу обеспечения жильем нуждающихся ветеранов.

 

В целом, показательно, что Президент, предлагая общенациональные меры поддержки демографического развития, мог сослаться на опыт регионов. Где-то этот опыт более удачный, где-то менее удачный. Но принципиально важно то, что в регионах идет поиск новых направлений социальной политики.

 

И за результатами этой работы стоит также наша Партия – именно представители «ЕДИНОЙ РОССИИ» в региональных законодательных органах голосуют за бюджетное финансирование новых демографических задач, именно представители «ЕДИНОЙ РОССИИ» в должности руководителей регионов определяют направления деятельности для региональных исполнительных структур.

 

Поэтому, именно «ЕДИНАЯ РОССИЯ» должна взять на себя изучение и обобщение регионального опыта стимулирования демографического развития. Что-то из этого опыта будет рекомендовано другим регионам, что-то будет воплощено в федеральных законах. Но результат будет.

 

Очень важно понимать, что простого увеличения численности населения недостаточно. Нужно, чтобы молодые граждане России росли здоровыми, образованными, чтобы они могли реализовать себя.

 

Обращаю ваше внимание на следующую задачу Послания: не менее 25 процентов общего объема средств на модернизацию здравоохранения должны направляться на развитие детской медицины. Эта сумма может составить до 100 миллиардов рублей за два года.

 

Президент говорил об углубленной диспансеризации детей и подростков, начиная с 2011 года; о повышении доступности качественных лекарственных препаратов. Добавлю, что мы должны сделать все возможное, чтобы эти лекарственные препараты высшего качества производились тоже в нашей стране.

 

Я хочу подчеркнуть: для «Единой России» вопрос модернизации здравоохранения является на сегодня ключевым приоритетом. Наша с вами  цель – обеспечить реальное продвижение в данном направлении. В том числе, а может быть в первую очередь – на местах, в субъектах федерации и муниципалитетах.

 

Напомню: уже с января запускаются региональные программы здравоохранения. В течение двух лет на их реализацию мы направляем 460 миллиардов рублей. Наша задача, задача наших коллег и соратников на местах – обеспечить эффективное применение этих средств. С тем, чтобы и качество услуг повысилось, и сама медицина стала себя «лучше чувствовать». В связи с этим прошу обратить внимание на ряд моментов.

 

Первое. У нас есть опыт национального проекта, и мы знаем: если средства сосредоточить на ключевых направлениях, они дают отдачу. Так было с сердечно-сосудистыми заболеваниями: за 4 года коэффициент смертности от болезней системы кровообращения снизился более чем на 12 процентов. Это прямое следствие того, что мы обратили внимание на эту важнейшую проблему. Мы постороили  сердечно-сосудистые центры. Мы сталми внедрять профилактику. Профилактику по линии ведомств, по линии работающих предприятий. Мы сумели также решить вопрос  о существенном снижении см етрности в дорожно-транспортных происшествиях.

 

Поэтому очень важно, чтобы средства шли именно на те направления, где они более всего востребованы с точки зрения снижения заболеваемости и решения демографических задач.

 

Второе. Мы говорим о региональных программах модернизации здравоохранения. Подчеркиваю: модернизации. А то по заявкам некоторых регионов которые сейчас поступают в систему Минздравсоцразвития, складывается ощущение, что эти регионы формируют «программы ремонта», а не модернизации. Деньги просят именно на ремонты, а не на модернизацию. А, скажем, о внедрении современных информационных технологий вообще никто не думает.

 

Это неправильно. Внедрение современных методов очень важно. Пока вместо того, чтобы пациентом заниматься, врач вынужден массу времени на заполнение бумажек тратить. В этой ситуации о качестве медицинских услуг можно говорить только условно.

 

Третье. Мы видим, что некоторые субъекты федерации пытаются резко – раза в два – увеличить объемы финансирования здравоохранения именно за счет федеральной программы. Это понятное желание, но нужно помнить: федеральные средства должны только дополнять региональные ресурсы.

 

Четвертое. Необходимо контролировать, чтобы закупалось именно нужное оборудование. А то, что закуплено – использовалось «на полную катушку».

 

Увы, на этот счет есть негативный опыт. Скажем, в Волгоградской области длительное время не использовалось оборудование на сумму 465 миллионов рублей. Для него просто не подготовили помещения. Вряд ли кому-то придет в голову признать это «комплексной модернизацией». Скорее слово уместно слово «халатность». Причем в правовом смысле. А ведь это только один из подобных примеров.

 

Кроме того, мы должны стремиться к тому – разумеется, где это возможно – чтобы закупалось оборудование отечественного производства. Напомню: к 2020 году доля отечественной медицинской техники на нашем рынке должна достичь 50 процентов. И мы должны исходить именно из этого.

 

Наконец, пятое. Заработная плата работников здравоохранения остается крайне низкой – чуть выше 15 тысяч рублей. Зарплата младшего и среднего медицинского персонала порой не превышает минимального размера оплаты труда. «Единая Россия» видит эту проблему. Мы постоянно держим на контроле вопрос о повышении оплаты труда работников отрасли. Поэтому очень важно, чтобы реализация региональных программ модернизации здравоохранения создавала дополнительные возможности для увеличения заработных плат медицинских работников.

 

Считаю, что наша Партия должна предложить дополнительные инициативы в сфере укрепления здоровья нации. И они могут и должны быть связаны с пропагандой здорового образа жизни, с противодействием наркотикам, алкоголю, табаку, с поддержкой массового, прежде всего детского и молодежного спорта.

 

Для достижения поставленных нами целей по укреплению здоровья нации нет более благоприятного фона, чем подготовка страны к приему крупнейших, самых популярных международных спортивных соревнований – Универсиады 2013 года в Казани, зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, чемпионата мира по футболу 2018 года в целом ряде российских городов. И здесь тоже новые инициативы региональных партийных организаций будут хорошим подспорьем в реализации предложений, выдвинутых в Послании Президента.

 

Уже началось обсуждение исключительно актуального для общества законопроекта «Об образовании в Российской Федерации». Я на прошлой неделе специально заглянул на соответствующий сайт (www.zakonoproekt2010.ru). Количество замечаний и предложений по законопроекту уже исчисляется четырехзначной цифрой. То есть эти замечания поступают довольно активно.

 

Для нас принципиально важно, чтобы данный документ был внимательно проанализирован педагогическим сообществом, представителями школ и университетов, экспертами. Да и просто гражданами, которые являются потребителями услуг. Считаю, что и представители Партии могут и должны активно в таком обсуждении участвовать. Это, по сути дела для нас, процедура «нулевого чтения».

 

Почему законопроекту «Об образовании» должно быть уделено приоритетное внимание? На это есть несколько причин.

 

Первое. Он затрагивает интересы огромного количества людей – наших с вами избирателей. Только среднегодовая численность занятых в сфере образования составляет порядка 6 миллионов человек. Цифра более чем внушительная – без малого 9 процентов всех занятых в экономике.

 

А ведь это только работающие. Есть еще и другая сторона медали: получатели образовательных услуг. А это практически все общество: недаром услуга относится к числу социальных.

 

Даже если взрорслый человек давно уже окончил университет, у него есть или появятся дети, внуки. И им тоже нужно ходить в детский сад, потом в школу, потом получать профессию. Поэтому образование, его модернизация требуют соответствующего внимания.

 

Второе. Совсем недавно, на межрегиональной конференции «Единой России» в Дальневосточном федеральном округе поднимался вопрос о профессиональном образовании. Оценка, которую вынужден был дать высшему образованию лидер нашей Партии В.В. Путин, откровенно говоря, нелестная: «Пока оно не соответствует современным требованиям». Честно сказать, такая оценка может быть отнесена ко многим ВУЗам, и не только к дальневосточным.

 

Часто неблагополучную ситуацию в различных сегментах социального сектора объясняют дефицитом финансирования. Однако мы хорошо знаем, как росли расходы на образование в течение десятилетия. И если оценивать их как долю валового внутреннего продукта, они находятся приблизительно на уровне многих развитых европейских государств. По оценкам экспертов, общий объем расходов на образование составляет в нашей стране порядка 5,3 процента ВВП.

 

Это огромные ресурсы. И раз мы вынуждены говорить о несоответствии образования современным требованиям – значит, дело не только в деньгах. И значит, мы неизбежно должны заниматься именно модернизацией.

 

И модернизация должна охватить все уровни образования, начиная с самого первого – детсадов. В этом году Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» после обсуждения проблемы с Президентом приступила к реализации нового партийного проекта «Детские сады – детям».

 

Мы уже добились пересмотра прежних СанПиНов, что открыло путь к созданию частных, в том числе семейных детских садов. Во многих регионах уже идет процесс возвращения зданий детских садов тем, для кого они и строились.

 

Очевидно, что после Послания круг направлений проекта должен быть расширен. Он будет дополнен программами не только реконструкции существующих, но и строительства новых детских садов. Он будет дополнен новыми формами поддержки семейных детских садов и других новых форм дошкольного образования. Он будет дополнен задачами, связанными с созданием дошкольных групп в общеобразовательных школах.

 

Считаю, что задача ликвидации очередей в детские сады абсолютно решаема. И она будет решена силами Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», во взаимодействии с органами власти разного уровня, а также с общественными организациями.

 

О взаимодействии Партии с общественными организациями следует сказать особо. Поддержка институтов гражданского общества – одно из направлений модернизации страны, и эта мера оправдана уже потому, что она открывает новые возможности для участия граждан России в развитии своего города, региона, всей страны.

 

«ЕДИНАЯ РОССИЯ» тесно взаимодействует со многими общественными организациями на федеральном, региональном и местном уровнях. Мы законодательно предоставили общественным организациям возможность участвовать в составлении партийных списков. Но если в организационном плане сделано немало, хотя и далеко не все, что необходимо – и об этом тоже говорил Президент, - то в плане финансового стимулирования общественно важной деятельности институтов гражданского общества, некоммерческих организаций, благотворительных организаций еще предстоит непростая работа.

 

Президент сказал, что рассчитывает на скорейшее принятие закона, который исключит из налогооблагаемого дохода семьи средства, получаемые на поддержку детей от благотворительных организаций. Этот расчет абсолютно оправдан. Мы сделаем это. Законопроект должен быть внесен до 1 февраля 2011 года и будет рассмотрен нами в приоритетном порядке.

 

В этой проблеме не менее материальной стороны важна моральная сторона. И, к сожалению, в моральный кодекс нельзя так же оперативно внести изменения, как в Налоговый кодекс. Я говорю о еще одной теме, поднятой Президентом – это тема «брошенных детей».

 

Нужны новые программы, стимулирующие воспитание детей в семье. Будем реалистами: в ближайшее время эта проблема пока еще сохранится. Но надо ставить для себя ориентиры, чтобы сами масштабы этого явления сокращались. Есть международный опыт. Есть опыт нашей страны – такие задачи приходилось решать и после Гражданской войны, и после Великой Отечественной войны. Они тогда решались – и нет сомнений, что и сегодня, в XXI веке, мы можем их решить.

 

 

Опять же, особую роль в адаптации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, должны сыграть региональные и местные власти. На федеральном уровне проблема складывается в валовые показатели, в общие цифры. На местах за общими цифрами видна реальная картина, быть виден – каждый ребенок, которому необходима помощь. И не случайно глава государства дал отдельное поручение проанализировать региональный опыт работы служб по оказанию помощи детям и подросткам, столкнувшимся с жестоким обращением.

 

В этой связи, в региональных организациях важно обсудить задачи, связанные с деятельностью такого института, как институт уполномоченных по правам ребенка. В большинстве регионов он уже существует. Президент считает, что он может быть создан во всех  субъектах федерации.

 

На мой взгляд, при этом должно действовать одно важное ограничение. Если должность уполномоченного по правам ребенка создается только для виду, для того, чтобы быть «как все», для того, чтобы лихо отрапортовать, – лучше такую должность вообще не создавать. Иначе мы получим просто еще большее число чиновников. А нам нужны не новые чиновники, а новые результаты. Вот это как раз и должно быть в центре внимания региональных организаций. И не менее важен вопрос: как объединить потенциал существующих общественных организаций, правоохранительных органов, представительных органов власти, региональных и муниципальных администраций.

 

Поэтому прошу обратить особое внимание на поручение Президента обеспечить создание попечительских советов в домах ребенка, детских домах и коррекционных образовательных учреждениях. Считаю, что «ЕДИНАЯ РОССИЯ» может придать этой задаче общенациональный масштаб, привлечь общественность к участию в этой необходимой работе.

 

Когда мы ставим задачи, направленные на укрепление здоровья детей, здоровья нации, мы всегда должны помнить о таком важном факторе, как состояние окружающей среды. Президент сделал этот вопрос одной из ключевых тем своего Послания, этому же вопросу прямо посвящены четыре из 28 президентских поручений по итогам Послания. Кратко напомню эти поручения:

- разработать нормативы качества окружающей среды;

- предложить механизмы содействия предприятиям, осуществляющим программы экологического оздоровления, а также меры по применению частно-государственного партнерства при реализации этих программ;

- включить в перечень показателей эффективности региональных исполнительных органов показатели качества окружающей среды;

- публиковать доклады об экологической ситуации в субъектах федерации.

 

Каждая из этих задач предполагает участие Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Три первых – это поручения Правительству, которое возглавляет Председатель Партии. Четвертая – руководителям регионов.

 

Партия, при участии представителей экологических организаций и представителей бизнеса, уже приступила к  организации экологического мониторинга, на основе которого будет составляться экологический рейтинг регионов в рамках партийного проекта «Экология России». Есть примеры подписания по инициативе Партии соглашений о взаимодействии в области охраны окружающей среды. Например, такое соглашение в октябре этого года было заключено в городе Троицке Челябинской области.

 

Примером для всех представителей Партии является деятельность Председателя Правительства. Актуальность новых задач в области охраны окружающей среды подчеркнул прошедший в ноябре в Санкт-Петербурге Международный форум по сохранению тигра на Земле. И это не единственное такое направление. Напомню, что наряду с программой «Амурский тигр», под личным контролем В.В. Путина реализуются программа изучения и защиты белых китов-белух, программа изучения и защиты белого медведя. Партия, на эмблеме которой изображен белый медведь, не может оставаться в стороне от решения этих задач. Поэтому экологическое направление нашей работы может и должно быть усилено.

 

Говоря о реализации Послания Президента, нельзя обойти стороной вопросы, связанные с противодействием коррупции и в целом – с борьбой с преступностью.

 

Согласно статистике, за два года (2009-й к 2007-му) число преступлений в России сократилось на 16 процентов. Примечательно, что примерно так же изменилась в лучшую сторону и оценка населением уровня криминогенности в том субъекте федерации, где они проживают. Это позитивные результаты.

 

Но одновременно мы должны обратить внимание и на другой показатель. Удовлетворенность населения деятельностью по обеспечению безопасности не увеличилась. В чем причина такого результата, давайте порассуждаем.

 

Во-первых, преступность остается высокой. Да, количество официально зарегистрированных убийств и покушений на убийство сократилось более чем на 20 процентов. Но оно все равно велико: почти 18 тысяч в год.

 

Так что статистика здесь не должна успокаивать. Тем более что статистика, к сожалению, отражает реальность далеко не всегда.

 

А во-вторых, люди своими глазами видят преступления и злоупотребления, совершаемые самими представителями власти. И это подрывает доверие.

 

Люди видят, как страна страдает от коррупции. Достаточно ведь просто вдуматься в цифру, озвученную Президентом: «По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты»,  составляют не менее триллиона рублей».

 

Что такое триллион рублей? Для сравнения: в прошлом году все бюджеты всех уровней потратили на жилищно-коммунальное хозяйство 860 миллиардов рублей. Тоже большая сумма – но она все же меньше. А ведь коррупция при государственных и муниципальных закупках – это лишь один из сегментов этого преступного бизнеса.

 

Люди видят, что недобросовестные представители правоохранительных органов нередко покрывают кого-то, защищают чьи-то личные – а отнюдь не общественные – интересы.

 

Есть и еще более тяжелые примеры: участие сотрудников государственных структур в рейдерских захватах, так называемые «посадки» в тюрьму, совершаемые по заказу или просто из желания получить деньги.

 

Я не хочу говорить, что таковы большинство сотрудников правоохранительных органов. Мы знаем множество примеров самоотверженного исполнения служебного долга. Но и преступления тоже есть. И замалчивать их недопустимо. Их не должно быть вообще.

 

В конце концов, все обязаны помнить, что избиратели – это еще и налогоплательщики. Общество выделяет на содержание правоохранительных органов очень большие средства. Расходы федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность оцениваются в 2010 году в очень большую сумму: 1 триллион 109 миллиардов рублей. А в следующем году они должны заметно возрасти: приблизительно на 10 процентов.

 

Таким образом, общество готово должным образом обеспечивать борьбу с преступностью. Но одновременно с ростом расходов оно вправе и требовать повышения эффективности такой работы – так же, как мы ждем, например, роста производительности труда в реальном секторе.

 

Именно поэтому в Послании говорится о необходимости масштабной реформы органов правопорядка, в том числе системы Министерства внутренних дел. Речь идет не только о задаче, поставленная Президентом: речь идет о требовании всего общества.

 

Это видно и по тому заинтересованному участию, которое люди проявили в ходе обсуждения законопроекта «О полиции». И сейчас наша задача – как партии, имеющей большинство в Государственной Думе, – заключается в том, чтобы соответствующий закон был достаточно эффективным и работоспособным. Три дня назад мы приняли этот закон в первом чтении.

 

Уважаемые коллеги! Одним из основных инструментов нашей работы сегодня является проектный подход. Решения о начале новых проектов принимались на съездах Партии – в 2005 году в Красноярске, затем в 2006 году в Екатеринбурге. Именно начиная с VII съезда в Екатеринбурге понятие «партийный проект» навсегда вошло в жизнь «ЕДИНОЙ РОССИИ» и всей нашей страны.

 

На всех последующих съездах тема партийных проектов была одной из основных. В результате реализации некоторых проектов появились государственные программы – например, Государственная программа развития сельского хозяйства. Кстати, после появления этой программы мы не прекратили партийный контроль, и добились, чтобы ее финансирование в бюджете 2011 года не сокращалось и, как планировалось, соответствовало первоначально утвержденным показателям, то есть паспорту программы. Предлагалось около 70 млрд, а утверждено 123 млрд.

 

Развивается организационная составляющая, система управления партийными проектами. В феврале этого года 27 партийных проектов получили координаторов из числа членов Высшего совета нашей Партии.

 

Вслед за проектами федерального масштаба стали появляться региональные проекты. В этом году основной формой обсуждения и утверждения региональных партийных проектов стали наши мини-съезды – межрегиональные партийные конференции.

 

К прошедшим конференциям в четырех федеральных округах поступили сотни проектов. Те проекты, которые оказались наиболее проработанными, наиболее перспективными, подробно рассматривались на секциях. И уже из числа этих проектов были отобраны проекты-победители.

 

В Сибирском округе таких проектов было 13, в Приволжском округе – 15, в Северо-Кавказском округе – 17, в Дальневосточном округе – 15. Около половины из них затем детально рассматривались на пленарных заседаниях конференций. Таких проектов, обсуждавшихся на пленарных заседаниях, было 6 на Дальнем Востоке, 7 на Северном Кавказе, 6 в Приволжье, 6 в Сибирском федеральном округе.

 

 

Проекты, обсуждавшиеся на секциях и пленарных заседаниях, – это свидетельство модернизационного потенциала нашей экономики. Это заявка региональных партийных организаций на практическое участие в модернизации. Это новые страницы, которые Партия вписывает в Стратегию-2020. И не случайно Председатель Партии сказал о региональных конференциях так: «по сути, мы формируем региональную компоненту Стратегии развития России до 2020 года, долгосрочного плана развития страны».

 

Я напомню, что в 2011 году нам предстоит провести еще четыре мини-съезда. Таким образом, за два года будет охвачена вся территория страны. 

 

Это тем более важно, что роль органов власти регионального и муниципального уровня в развитии России будет возрастать: не случайно Президент поручил подготовить уже к концу первого квартала 2011 года (к 1 апреля 2011 года) предложения по увеличению доли региональных и муниципальных бюджетов в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации.

 

Региональные проекты представляют самый широкий спектр отраслей. Но самое важное – что в каждом из этих проектов отраслевое развитие рассматривается вместе с задачами территориального развития, комплексного развития территорий. Устойчивое развитие территорий становится главным направлением экономического развития. Именно при таком подходе экономический рост напрямую и положительно отражается на качестве жизни граждан.

 

Региональные партийные проекты сегодня – это еще и фактор здоровой внутрипартийной конкуренции, а также необходимое условие для обмена практическим опытом. Скажем, опыт реализации проекта создания агропромышленного кластера будет полезен не только для Омской области, где такой проект был разработан и защищен, но и для большинства территорий.

 

В каждом регионе, безусловно, своя обстановка, свои сильные стороны, свои проблемные вопросы, требующие особого внимания. Но так или иначе, опыт одного субъекта федерации будет интересен другому субъекту федерации.

 

Повторю: ранее утвержденные партийные проекты становятся госпрограммами. Но и региональные партийные проекты сегодня имеют все возможности стать масштабными региональными программами. Президент, поручая руководителям субъектов федерации обеспечить разработку и реализацию региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику, особо указал на необходимость формирования благоприятной административной среды, подготовку инфраструктуры, кадровое обеспечение инвестиционных проектов, поддержку продвижения на рынок инновационной продукции. Это поручение Президента – убедительное доказательство востребованности проектного подхода «ЕДИНОЙ РОССИИ».

 

Мини-съезды – это те форумы, те дискуссионные площадки, которые позволяют всем, кто работает в Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», ощутить себя игроками одной команды. Команды, которая добьется новых побед для нашей страны. И очень важно, что люди видят: потенциал крупнейшей партии страны помогает реально улучшить жизнь в их регионе, в их городе, в их селе.

 

В том числе – в столице. Думаю, что сейчас партия может дать старт новому партийному проекту «Москва – комфортабельный столичный мегаполис XXI века».

 

Реалистичность тех задач, которые мы ставим, тех проектов, которые мы выдвигаем, подтверждена поручениями Председателя Правительства – Председателя нашей Партии В.В. Путина. Это – выполнение наших обязательств перед гражданами. Те, кто голосует за «ЕДИНУЮ РОССИЮ», видят, что их голос не пропал, что их надежды не растрачены.

 

Считаю, что в перспективе необходимо уделять еще большее внимание обсуждению партийных проектов с избирателями, с жителями городов и сел. Это касается и тех партийных проектов, которые уже реализуются, и тех партийных проектов, которые пока являются перспективой. Важно отчитываться перед людьми, и вместе с ними формировать планы и задачи развития территорий. Это – еще одна из тех сфер, где региональные партийные организации могут и должны учиться друг у друга.

 

Тем более, что партийные проекты – это еще и возможности для создания новых рабочих мест. И Президент России в своем Послании, говоря о результатах антикризисных мер, особо подчеркнул тему, связанную с рынком труда. Напомню: численность безработных сократилась, в сравнении с кризисным максимумом, примерно на 2 миллиона человек.

 

Безусловно, свою роль здесь сыграли региональные программы поддержки рынка труда. И один из наиболее зарекомендовавших себя компонентов – переподготовка сотрудников, оказавшихся под угрозой увольнения.

 

Для меня оказалась даже неожиданной информация, которую дают профсоюзы (М.В. Шмаков): качественная работа по повышению квалификации, получению новой специальности дает возможность найти новое место 9-ти из 10-ти прошедших такое переобучение.

 

Для нас всех это повод задуматься. Общество должно отказаться от определенных стереотипов. В наше время нельзя думать, что образование – это просто диплом, то есть бумажка, которую человек получает к двадцати двум годам «раз и навсегда». Нельзя думать, что образование – это только «для молодежи».

 

Задача модернизации страны заставляет нас обратить внимание на образование взрослых. В этом заинтересованы и государство, и экономика, и социальный сектор. И больше всего – сами работники, наши с вами сограждане.

 

Мы видим тенденции на рынке труда. По оценкам экспертов, рабочие места, которые сейчас создаются, требуют от людей большей, чем прежде, производительности труда. А значит – и квалификации, навыков, знаний. И можно надеяться, что эта тенденция сохранится. Потому что с производительностью труда, как мы все знаем, в России дела обстоят пока далеко не лучшим образом. По производству добавленной стоимости в расчете на одного занятого Россия отстает от остальных стран «большой восьмерки» в 5 раз. Это в среднем. А от некоторых стран – практически в 6 раз.

 

Многие отечественные предприятия сильно отстают в уровне производства от зарубежных конкурентов. Это нужно откровенно признать. Им необходима модернизация. А значит, они будут предъявлять спрос именно на сотрудников, которые способны работать в новых условиях. Мы должны ответить на этот вызов, обеспечив соответствующее предложение. Люди должны иметь возможность занять новые, высокооплачиваемые места.

 

Особое внимание необходимо обратить на бюджетный сектор. Этот вопрос поднимался недавно на нашей партийной конференции на Дальнем Востоке. Отставной военнослужащий ставил вопрос: где-то люди, уходящие со службы, имеют возможность получить востребованную специальность. А где-то – нет.

 

Будем откровенны: эта проблема затрагивает не только военнослужащих. Она относится и ко многим другим работникам бюджетного сектора. Мы знаем опасения профсоюзов, связанные с оптимизацией численного состава учителей, особенно пенсионного возраста.

 

Региональные программы по модернизации здравоохранения также предусматривают меры, связанные с оптимизацией сети. И здесь тоже очень важна роль переподготовки. Потому что по одним специальностям наблюдается избыток специалистов, а по другим – острый дефицит. Не хватает педиатров – при том что это важнейший приоритет. Не хватает кардиологов. И так далее.

 

По имеющимся на сегодня оценкам Министерства здравоохранения и социального развития, для обеспечения имеющихся потребностей в узких специалистах нужно переподготовить более 7 тысяч врачей. Цифра вроде бы небольшая. Но это конкретные люди. Причем не только те, кто лечит, но и те, кого лечат. А вернее – те, кого должны лечить. Потому что если человеку нужен кардиолог в поликлинике, а его отправляют к терапевту в больницу – просто потому, что он там есть – это ситуация недопустимая.

 

Поэтому мы – как Партия – должны проконтролировать создание механизмов, обеспечивающих переподготовку работников – и особенно нуждающихся в этом бюджетников.

 

Они уже создаются. Так, в 2010 году в рамках региональных программ опережающее профессиональное обучение должны пройти 137 тысяч человек. И на следующий год работа в этом направлении должна быть продолжена.

 

Однако мы видим: вопросы у людей есть. Поэтому нужны дополнительные усилия. В том числе – в части подключения к соответствующим программам существующих учебных заведений, в том числе ВУЗов.

Следующая тема – малый бизнес.

Одна из важнейших инициатив Послания – установление на уровне 26 процентов обязательных страховых взносов для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере.

 

Это, конечно, не случайно. Малый бизнес – это миллионы рабочих мест. А кроме того, он призван быть важнейшим источником инновационной активности.

 

Предложенная Д.А. Медведевым мера продолжает наш курс на поддержку малого бизнеса. Особенно – высокотехнологичного.

 

Работает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Благодаря ему поддержку получили уже около 4 тысяч молодых ученых, стремящихся заниматься инновационной деятельностью. Плюс ежегодно поддерживается порядка 500 инициатив, направленных на создание высокотехнологичных бизнесов. Объем бюджетного финансирования каждого может достигать 6 миллионов рублей.

 

Создаются малые предприятия при ВУЗах. В этой сфере идет совершенствование законодательства. А сами ВУЗы, выигравшие соответствующий конкурс, получают дополнительные средства (до 150 миллионов рублей на три года) на развитие инфраструктуры – в том числе в интересах этих предприятий.

 

Важный момент – доступ к государственным закупкам. Чтобы облегчить его, недавно принят закон, устанавливающий для субъектов малого предпринимательства сниженный до 2 процентов от цены контракта предельный размер обеспечения заявки.

 

Кроме того, сейчас уже многие закупки для государственных нужд осуществляются на электронных торгах. Это также создает хорошие возможности для предприятий малого и среднего бизнеса. В перспективе же, даже по самым минимальным оценкам, это обеспечит малым предприятиям заказы в объеме не менее 200 миллиардов рублей в год. И безусловно, мы должны учесть задачи развития малого бизнеса при разработке обновленной законодательной базы в сфере государственных и муниципальных закупок.

 

Серьезный негативный эффект имеют инфраструктурные ограничения. Чтобы преодолеть их, в частности, принято решение, облегчающее подключение к электрическим сетям.

 

Наконец, работают механизмы финансовой поддержки. Так, по данным Министерства финансов, в нынешнем году объем поддержки малого бизнеса будет рекордным – 24 миллиарда рублей. Плюс осуществляются другие программы: например, через банк развития.

 

Однако состояние малого бизнеса не определяется одними лишь решениями федерального центра. Очень много зависит от того климата, который формируется в конкретных регионах и муниципалитетах. И задача представителей «Единой России» на местах: добиваться, чтобы этот климат был благоприятным.

 

От проблем бизнеса мне хотелось бы перейти к вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Может быть, это покажется неожиданным, но в действительности эти две темы очень тесно связаны. В том числе – Посланием Президента, где ставится четкая задача: в этот сектор нужно активнее привлекать частный капитал.

 

Это не наша с вами прихоть – это необходимость. По оценкам специалистов, просто чтобы привести основные фонды отрасли в нормативное состояние, необходимо 6 триллионов рублей. Брать их «из кармана государства» мы не можем. Поэтому частные инвестиции тут, безусловно, необходимы.

 

Будут ли они? Цифры таковы. Оборот жилищно-коммунального хозяйства составляет порядка 3 триллионов рублей в год. Это колоссальный рынок. И конечно, при наличии соответствующих условий бизнес найдет здесь свою нишу. Нам же очень важно эти условия создать.

 

Говоря о проблемах жилищно-коммунального комплекса, нельзя обойти стороной еще один, очень чувствительный для миллионов семей вопрос. Я говорю о тарифах. В начале нынешнего года во многих муниципалитетах мы наблюдали очень существенный и далеко не всегда обоснованный рост цен на услуги ЖКХ. Думаю, все это помнят. Тогда мы смогли выправить ситуацию совместными усилиями.

 

Но мы знаем, что вопрос – по-прежнему предельно болезненный для миллионов людей. Поэтому в наступающем году мы должны «держать руку на пульсе» и осуществлять мониторинг ситуации, чтобы в любой момент прийти на помощь туда, где ситуаци будет наиболее критичной.

 

«Единая Россия» широко представлена в регионах и муниципалитетах. И мы имеем возможность проконтролировать реальное изменение тарифов, опираясь не только на доклады соответствующих руководителей, но и на конкретные счета, поступающие потребителям. Полагаю, такая работа на местах должна быть проведена.

 

Уважаемые коллеги!

Та часть Послания, которая посвящена модернизации политической системы, развивает принципы укрепления партийной системы и политической конкуренции. Глава государства уже обращал внимание на это в предыдущих посланиях, и результатом стало принятие 24 федеральных законов.

 

10 инициатив 2008 года и 10 инициатив 2009 года – это 20 шагов к более конкурентной и более прозрачной политической системе.

 

Предстоит сделать еще один важный шаг – ввести пропорциональную или смешанную избирательную систему на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек. Президент поручил подготовить соответствующий законопроект до 25 декабря 2010 года.

 

Это, безусловно, усиливает конкуренцию для «ЕДИНОЙ РОССИИ». Но весь опыт последних лет убедительно доказал, что конкуренция делает сильнее саму «ЕДИНУЮ РОССИЮ». Победа за неявкой соперника – это не для нас.

 

И не случайно «ЕДИНАЯ РОССИЯ» намного опережает другие российские партии в плане использования такого механизма, как внутрипартийные предварительные выборы, в плане предоставления молодежи мест в партийных списках, в плане внутрипартийных дискуссий.

 

Президент поручил также до 25 декабря подготовить предложения по организации общественного обсуждения социально значимых законопроектов. Должна быть установлена соответствующая процедура.

 

Наша Партия способна стать и самым активным участником, и движущей силой широкого общественного обсуждения проектов важнейших федеральных законов. Да и не только федеральных. Законотворческий процесс в регионах тоже требует опоры на общественное мнение.

 

У нас уже получила распространение практика обсуждения законопроектов в политических клубах Партии, в том числе на региональном уровне, включая выездные заседания политических клубов. И это хорошая практика. Потому что в результате наших дискуссий не только улучшаются тексты законов, но мы добиваемся того, что их содержание, их задачи  становятся более понятными широкой общественности.

 

В связи с этим, одной из задач Партии является расширение круга институтов гражданского общества, активно участвующих в экспертной оценке предлагаемых решений. А также – в целом расширение общественного обсуждения законопроектов.

 

Мало обсудить решение и принять его. Нужно добиться его неукоснительного исполнения. Нужно в целом повышать дисциплину государственного аппарата – это необходимая, если хотите, профилактическая, антикоррупционная мера. И не случайно Президент поручил Правительству до конца этого года представить предложения об установлении в законодательстве ответственности должностных лиц за нарушение сроков оказания государственных услуг и несоблюдение процедур, предусмотренных административными регламентами.

 

На нас – как на партию власти – возлагается большая доля ответственности за тех, кто работает во власти. Поэтому считаю, что внутри Партии нам нужно обсудить вопрос о формах ответственности тех должностных лиц, которые являются членами Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

 

Устав Партии такую возможность предусматривает – это, например, пункт 4.3.2 об исключении из Партии, или пункт 5.3 о партийных взысканиях. Напомню, что исключение из Партии предусмотрено, в том числе, за «действия, дискредитирующие Партию». Мы, как все знают, уже принимали соответствующие решения, в том числе об исключении из Партии действующих должностных лиц.

 

В отличие от некоторых других партий, мы дорожим своей репутацией и доверием граждан. Эта репутация и это доверие основаны на действиях, образе жизни, энергии множества людей. Для нас, для всех, кто искренне считает «Единую Россию» своей партией, любовь к Отечеству, чувство ответственности перед будущими поколениями, уважение к традициям народа и нашей великой истории – не пустые слова. И таких – большинство.

 

Уважаемые коллеги!

В минувшие выходные произошли очень тревожные события.

Убийство спартаковского болельщика Егора Свиридова, безусловно, никого не может оставить равнодушным.

Виновные в смерти молодого человека должны быть изобличены и подвергнуты самому строгому уголовному наказанию. 

Вместе с тем, никто не имеет права добиваться расследования одного преступления, совершая другое.

События, последовавшие за убийством Егора Свиридова, необходимо тщательно и профессионально проанализировать.

Надо разобраться и выявить организаторов, провокаторов, всех, кто нарушил закон.

Однако взваливать все бремя ответственности только на правоохранительные органы было бы неверным.

Думаю, что беспорядки на Манежной площади стали возможными во многом из-за недостаточного внимания общества к проблемам межнационального согласия. И этому вопросу я призываю уделить сейчас особое внимание.

Сохранение единства нашего многонационального российского народа зависит от общественных институтов.

Очень важно, чтобы мы все извлекли уроки из случившегося. В частности, нужно целенаправленно работать с молодежными организациями, представителями национальных диаспор, объединениями спортивных болельщиков.

Чтобы наладить и поддерживать такой диалог, не надо ждать чрезвычайных происшествий.

Перед тем, как поблагодарить вас за внимание, я хочу сказать следующее.

 

Мы стоим на пороге нового избирательного цикла.

 

После региональных выборов в 12 субъектах федерации весной 2011 года – в декабре пройдут выборы в Государственную Думу. А затем, в 2012 году, – выборы Президента.

 

Наша задача остается неизменной. «ЕДИНАЯ РОССИЯ» должна победить на выборах всех уровней.

 

Мы не раз доказывали, что умеем работать. Сейчас от Партии требуется удвоить усилия.

 

Наша поддержка нужна Президенту России Д.А. Медведеву!

Rambler's Top100