Главной задачей десятилетия является поощрение усилий в целях выполнения к 2015 году принятых на международном уровне обязательств по вопросам воды и водоснабжения. Основные темы: дефицит воды, доступ к санитарии, финансирование, комплексное управление водными ресурсами, предупреждение бедствий и загрязнения.
Версия для печати

Прямая речь

Выступление Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова на Втором Международном форуме «Чистая вода – 2010»

Уважаемые участники и гости форума! Уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать вас на форуме, который проходит во второй раз, и опять местом нашей встречи стала Москва. Предлагаю и впредь это место не менять и сделать форум «Чистая вода» традиционным – международным московским.

Хотел бы поблагодарить организаторов форума и всех, кто откликнулся на приглашение в нем участвовать. На площадке форума собрались руководители профильных государственных органов из разных стран – здесь аккредитованы представители 48 стран, – ученые, специалисты российских и иностранных компаний, потенциальные инвесторы.

У нас будет возможность пообщаться, обменяться опытом, профессионально обсудить актуальные темы, выработать конкретные рекомендации. Всех нас объединяет общий интерес к «водной» теме и общая задача - поиск приемлемых решений для эффективного и рационального водопользования.

За время, прошедшее после первого форума, как говорят у нас в России, «много воды утекло». А интерес к проблеме водопользования, что характерно, возрос.

Это не удивительно. Я могу сказать о российской ситуации, которую знаю не понаслышке.

Россия обладает колоссальными запасами пресной воды. Но даже при таком изобилии в нынешнем году 38 регионов – практически половина – столкнулись с засухой.

Год был в этом смысле тяжелейшим, по некоторым параметрам – уникально тяжелый. Как через него прошла система водообеспечения? На практике, даже в районе Волжско-Камского каскада, наполненность которого была низкой, отказов по лимитам водопользования не было.

Это произошло, во многом, потому, что в свое время строилась соответствующая инфраструктура, водохранилища. И сейчас в них содержатся запасы, достаточные для обеспечения и граждан, и экономики. То есть даже такой сильный удар Россия выдержала.

Но это то, что называется «средней температурой по больнице». В населенных пунктах, в селах, где отсутствует система централизованного водоснабжения, наблюдался серьезный дефицит воды. В том числе – питьевой.

Например, по Самарской области, где засуха была второй год подряд, мы получаем информацию, что для получения воды приходится бурить на глубины более 100 метров. Приходится и строить многокилометровые водоводы к деревням.

Конечно, здесь можно говорить об объективных факторах и сложностях, обсуждать вопросы климатических изменений. Но я сейчас хотел бы сказать о другом. Да, мы еще раз увидели, что проблемы воды существуют и обостряются. Но в то же время мы убедились, что многие возникающие сложности люди могут решить.

Они не фатальны. Нужно лишь заниматься соответствующими вопросами. И это в полной мере подтверждается на глобальном уровне. Ведь хорошо известно: из всего объема пресноводных ресурсов планеты для использования человеком доступно всего лишь 1%. То есть проблема – именно в доступности.

Очевидно, и события этого лета в России это подтверждают: если развивать инфраструктуру, обладать технологиями, находить инженерные решения, вкладывать адекватные ресурсы, то эту доступность вполне можно обеспечить даже в очень непростых условиях. Более того: ее можно и нужно повышать дальше.

Важная причина повышенного интереса к нашему форуму и к «водной» теме - это возрастающее в мире внимание к вопросам использования и сохранения природных ресурсов, проблемам изменения климата и защиты окружающей среды. Аномальная жара, от которой этим летом страдали многие регионы России, является в этом смысле далеко не единственным поводом для беспокойства.

Техногенные катастрофы – аварии на нефтяной установке в Мексиканском заливе, на глиноземном комбинате в Венгрии, в результате которой  из резервуара с так называемым «красным шламом» вылилось более одного миллиона кубометров токсичных веществ – все это заставляет по-новому взглянуть на вопросы водопользования.

Проблемы здесь не ограничиваются одним регионом, страной или даже континентом. Они действительно глобальны. И именно в таком масштабе нужно стремиться их решать.

Нужно отметить: в последнее время на международном уровне эта тема находит понимание. В принятых Организацией Объединенных наций на Саммите тысячелетия (2000 год) Целях развития тысячелетия зафиксирован призыв: к 2015 году сократить в 2 раза количество людей, испытывающих дефицит питьевой воды. А также – прекратить экологически неустойчивую эксплуатацию водных ресурсов. На Всемирном саммите ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 год) была зафиксирована необходимость привлечения ресурсов для решения этой важнейшей проблемы, совершенствования систем комплексного управления водными ресурсами и разработки планов эффективного водопользования.

Наконец, ООН объявила период 2005-2015 годов Международным десятилетием действия «Вода для жизни». Россия была одним из инициаторов такого решения.

Главной задачей десятилетия является поощрение усилий в целях выполнения к 2015 году принятых на международном уровне обязательств по вопросам воды и водоснабжения. Основные темы: дефицит воды, доступ к санитарии, финансирование, комплексное управление водными ресурсами, предупреждение бедствий и загрязнения. 

Важно, что внимание данной проблеме на глобальном уровне уделяет не только Организация Объединенных наций. Так, в 2009 году водная проблематика стала одной из центральных тем итальянского председательства в «Группе восьми». Ранее  в рамках «Восьмерки» был разработан так называемый Эвианский план действий по водной проблематике. Он ориентирует на наращивание международных усилий на следующих направлениях:

- совершенствование управления водными ресурсами;

- повышение эффективности использования донорских средств на решение водной проблематики;

- развитие инфраструктуры управления водными ресурсами на местном уровне;

- развитие мониторинга, оценки и научных исследований;

- пвышение вклада международных организаций.

Наконец, совсем недавнее событие такого же уровня. В июле 2010 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой выразила обеспокоенность тем, что 884 миллиона людей в мире не имеют доступа к чистой питьевой воде.

Доступ к чистой воде – это одно из фундаментальных человеческих прав, непременное условие полноценной жизни. Россия, которая в числе 122 государств поддержала Резолюцию, полностью разделяет эту позицию.

Замечу, что еще хуже ситуация с санитарией. 26 процентов населения Земли живут в условиях, не соответствующих базовым стандартам в данной сфере. А это – не только качество жизни, но и болезни, эпидемии, сокращение продолжительности жизни, высокая детская смертность.

Поэтому Россия – за поступательное развитие «эвианского» процесса. Мы поддержали предложение итальянского председательства о необходимости дальнейшего развития водной тематики в рамках повестки дня «Восьмерки». В том числе – усилия по достижению согласованной в рамках ООН цели: сокращения к 2015 году в 2 раза числа людей, не имеющих гарантированного доступа к санитарии, и продвижению в направлении достижения аналогичного показателя по обеспечению питьевой водой.

Наша страна придает большое значение международному сотрудничеству в области использования и охраны водных ресурсов. Эта тема является для нас отнюдь не абстрактной.

Бассейны 70 крупных и средних рек Российской Федерации являются трансграничными, 40 тысяч километров российской государственной границы проходит по рекам, озерам и морям.

Одним из действенных механизмов сотрудничества являются международные соглашения, которые позволяют решать все спорные вопросы в рамках правового поля. Надеюсь, работа в рамках форума придаст новый импульс развитию такого сотрудничества.

Мы, со своей стороны, готовы вносить в обеспечение чистоты водных ресурсов свой вклад. Так, в течение ближайшего десятилетия мы намерены в 2 раза сократить сбросы загрязняющих веществ в Волгу – крупнейшую реку Европы, впадающую в Каспийское море.

Масштабные решения в этой сфере реализуются и в других регионах России. Так, в рамках программы подготовки саммита АТЭС на проекты, связанные с экологией, выделяется 20 млрд. рублей. На эти деньги – помимо вопросов обеспечения населения чистой питьевой водой – планируется установить современные системы канализационной очистки. Это позволит очистить Амурский и Уссурийский заливы.

Серьезная работа – в том числе в рамках международных усилий, при содействии наших соседей – проводится и в регионе Балтийского моря. К 2015 году мы намерены довести уровень очистки сточных вод в районе Санкт-Петербурга до 98 процентов.  Соответствующая работа проводится также в других субъектах федерации, расположенных на побережье Балтийского моря: Ленинградской и Калининградской областях.

Есть и другие, не менее интересные и многообещающие направления международного сотрудничества, призванные обеспечить доступность для населения Земли действительно качественной питьевой воды. Так, в одобренную Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР вошел, по сути, знаковый проект. Речь идет о строительстве в Иркутской области завода по производству питьевой бутилированной байкальской воды. Таким образом, вопрос, который мы поднимаем уже не первый год – об экспорте, т.е. международной торговле питьевой водой, – из области дискуссий постепенно смещается в практическую плоскость. И Россия готова на соответствующих условиях поставлять этот стратегический ресурс странам, которые в нем нуждаются.

В России засушливое лето с обширными лесными и торфяными пожарами вывело на первый план целый ряд проблем. Это и необходимость обводнения торфяников, и возрождение системы мелиорации и ирригации, и совершенствование работы водозаборов в условиях маловодья, и строительство надежных очистных сооружений на промышленных предприятиях, и отношение людей к доступности водных источников как фактору противопожарной безопасности.

Кстати, мы, основываясь на опыте нынешнего года, уже принимаем конкретные решения. Так, в нынешнем году выделяется 1 миллиард рублей на субсидирование кредитов на приобретение техники для мелиорации. Это позволит привлечь на эти цели порядка 10 млрд. рублей заемных средств.

Как Председатель Государственной Думы я ожидаю от участников форума новых предложений по совершенствованию российского законодательства и объективного анализа практики применения действующих законов.

Так, по закону о местном самоуправлении водоотведение – функция муниципалитета. Понятно, что муниципалитет муниципалитету рознь. Есть крупные города и областные центры, а есть небольшие поселки. Как на местах справляются с этой функцией? Что мешает эффективной работе?

Да и проблема доступности и качества воды в сельской местности заслуживает не меньшего внимания, чем проблема обеспечения водой жителей крупных городов. Ведь пока услугами централизованного водоснабжения в Российской Федерации пользуются всего около 109 млн. человек, или до 75 процентов общей численности населения страны. Учитывая, что многие страны пошли дальше и достигли уровня в 90, 95 процентов и выше, это немного. В российских селах и деревнях, к сожалению, к водопроводу подключено пока менее половины жилых домов.

Но в абсолютных цифрах это порядка 60 тысяч водопроводов, в основном небольших. И 85 процентов из них не соответствуют действующим требованиям. Первоначально они состояли на балансе колхозов и совхозов. Кто теперь в ответе за них? Как идет процесс подключения сел к водопроводу? Какие уточнения необходимо внести в нормативную базу?

Бесспорно, участие федерального бюджета в решении этих проблем будет серьезным стимулом для региональных властей, для инвесторов. Необходимость государственной программы «Чистая вода» очевидна, такая программа должна быть принята на период как минимум 5-7 лет. И конечно, она должна соответствовать Водной стратегии, утвержденной Правительством летом прошлого года.

Программа позволит регионам получать поддержку из федерального бюджета. Для этого в субъектах Федерации как минимум должны быть приняты свои программы, нацеленные на подготовку качественной воды, повышение эффективности водопотребления, качества очистки сточных вод и т.д. В них должны быть тесно увязаны вопросы энергоэффективности, минимизации затрат, защиты окружающей среды.

О проблеме эффективности водопотребления скажу особо. С 1992 года по 2008 годы Россия сократила забор воды из природных водных объектов приблизительно на 30 процентов. В абсолютных цифрах это более 30 млрд. кубических метров. Цифра, на самом деле, колоссальная: более чем по 200 кубометров на каждого россиянина в год (хотя речь здесь идет, конечно, не только о личных, но и о производственных и сельскохозяйственных нуждах).

Тем не менее, проблема эффективности остается. Далеко не везде сегодня существует бережное отношение к воде, да и к другим ресурсам тоже. А его, безусловно, нужно стимулировать. В связи с этим поставлена задача: уже к началу следующего года счетчиками воды должны быть оборудованы все нежилые здания. А в жилом секторе – до января 2012 года. Благодаря этому те, кто потребляет меньше воды, и платить за нее будут меньше. Тогда у людей и организаций появятся дополнительные стимулы к экономии.

В целом, на мой взгляд, сегодня нам просто необходима единая государственная политика в водной сфере. Сделаны первые важные шаги. Разработан отраслевой закон о водоснабжении и водоотведении.

Министерство природных ресурсов и экологии готовит пакет законопроектов об усилении экологической ответственности предприятий и стимулировании перехода на «чистые» технологии.   

Я бы хотел, чтобы на форуме была выработана позиция по всем этим вопросам, чтобы в последующем мы продолжили работу на законодательном уровне.

Уважаемые коллеги! Модернизация страны предполагает модернизацию всех ее отраслей. И водная отрасль не должна быть исключением.

Сегодня в России уделяется повышенное внимание развитию и внедрению отечественных инновационных технологий. Действует закон об инновационных предприятиях при вузах и научных организациях. Создано уже порядка 500 инновационных предприятий.

Уверен, новые технологии, призванные повысить доступность чистой воды – такие технологии будут очень востребованы.

Глобальные инвестиции в водной сфере огромны. А потребности в них еще выше (только в инфраструктурном секторе эти два параметра различаются, по некоторым оценкам, на 100 млрд. долларов в год).

И тот, кто инвестирует в эту отрасль сегодня,  не только вкладывает в будущее человечества, но и себе может обеспечить процветание в будущем.

Спасибо за внимание.

Rambler's Top100