Главная задача созданной нами Ассамблеи – это повышение качества законодательного процесса через взаимодействие федеральных и региональных парламентариев.
Версия для печати

Прямая речь

Вступительное слово Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова на заседании Президиума Ассамблеи российских законодателей

Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать собравшихся здесь членов Президиума Ассамблеи законодателей, других участников совещания. Сегодня мы должны обменяться мнениями по вопросам содержательного характера. Работа нашей Ассамблеи должна совершенствоваться, и уже видны достаточно хорошие результаты. Нам нужно найти точки соприкосновения наших общих усилий, чтобы законопроектная деятельность была еще более эффективной.  

Главная задача созданной нами Ассамблеи – это повышение качества законодательного процесса через взаимодействие федеральных и региональных парламентариев.

Здесь уже есть определенные результаты. Благодаря предварительной проработке законодательных инициатив регионов вместе с профильными комитетами и правовым управлением Государственной Думы процент региональных законопроектов, которые отзываются, отклоняются, снимаются или возвращаются авторам, стал существенно ниже. Думаю, это наше большое достижение. Если в 2003 году такая «участь» ждала 94,8 процента законопроектов, внесенных законодательными собраниями, то в 2009 году – уже 57,9 процента, а в текущую весеннюю сессию – лишь 12,6 процента.

Конечно, это хорошая динамика. Но таких показателей мы достигли еще и в связи с тем, что у нас стало меньше законопроектов, которые вносятся в Государственную Думу законодательными собраниями. Вносятся лишь те законопроекты, которые имеют хорошие перспективы стать законами. В 2008 году количество внесенных регионами законопроектов было 571, в 2009 году – 278. Уровень проработки вносимых законопроектов значительно повысился, а те инициативы, которые изначально не имеют перспектив, просто не оформляются в виде законопроектов. Понятно, что мы экономим время и силы для того, чтобы заниматься теми законопроектами, которые реально должны стать законами.    

Тем не менее, даже если законопроект отклоняется, не всегда время оказывается потраченным впустую. Бывает, что мы не можем согласиться с предлагаемым правовым механизмом, но видим, что сама проблема поставлена абсолютно правильно. И она взята на контроль, будет обсуждаться, и так или иначе будет решена – возможно, в рамках другого законопроекта. Часто бывает, что в первом чтении уже рассмотрен законопроект близкого содержания и появляется возможность инициативу региональных законодателей, переработав, внести в качестве поправки в уже рассматриваемый законопроект. Такая практика есть.

Депутатам Государственной Думы понятно стремление коллег из региональных парламентов предложить свои механизмы решения задач развития. Такое стремление нельзя не поддержать. Но скрупулезный анализ вносимых предложений убеждает в том, что в целом ряде случаев актуальная по сути концепция проекта не может быть воспринята просто из-за предложенных формулировок. Эти формулировки часто либо прямо противоречат действующему законодательству, либо «повисают в воздухе», не опираясь на существующую правовую конструкцию.

Считаю, что такая проблема может и должна быть устранена. Одно из важнейших направлений этой работы – использование современных технологий, обеспечивающих в режиме онлайн коммуникацию всех субъектов законодательного процесса.

В частности, считаю, что Ассамблея российских законодателей должна работать в режиме электронного документооборота. Технические возможности есть, и здесь мы можем подать пример всем другим органам власти, фактически создав «электронный парламент» не только на федеральном уровне, но и с подключением законодательных органов регионов.

Считаю важным, чтобы сюжеты о работе Государственной Думы, особенно о том, что имеет прямое отношение к регионам, размещались в объединенной компьютерной сети, к которой уже сейчас имеют доступ все законодательные собрания субъектов Российской Федерации.

Такая техническая возможность появилась, и это очень важно. Думаю, было бы правильно в регионах шире показывать деятельность и Ассамблеи, и Государственной Думы в разрезе рассматриваемых законопроектов. Первым таким сюжетом будет информация о сегодняшнем заседании.

Далее это будут материалы, в том числе в формате интервью Председателя Государственной Думы, председателей комитетов палаты, посвященные приоритетам законопроектной работы, вопросам экспертизы законопроектов и их прохождения.

Прежде всего это касается региональных законодательных инициатив, но, безусловно, особое внимание будет уделяться тем законам, которые вызывают общественный резонанс. Например, таким законом стал закон о статусе бюджетных учреждений. Считаю, что при наличии системы работы в режиме онлайн мы могли бы в каждом субъекте Российской Федерации разъяснить реальное содержание этого закона. Чем шире он бы рассматривался, тем меньше было бы проблем. 

Важно, чтобы размещаемые нами материалы, интервью, видеосюжеты, не оставались достоянием только парламентариев в регионах. Мы будем их готовить, в том числе, ориентируясь на наших избирателей. Поэтому я просил бы членов Ассамблеи распространять данную информацию через региональные СМИ. Если по этому поводу не будет возражений, то предлагаю зафиксировать это в решении Президиума.

В Государственной Думе эту работу, а также все вопросы, связанные с практическим взаимодействием информационно-аналитических служб и подразделений наших парламентов, я поручаю координировать заместителю руководителя Аппарата, начальнику Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрию Евгеньевичу Шувалову. Прошу наладить с ним обратную связь.  

Кстати, в нашей сети Интранет создана страница Ассамблеи российских законодателей. Она работает с 1 июня, и за прошедший месяц зарегистрировано около 300 обращений к этой странице. К сожалению, подавляющее большинство – не из законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Думаю, что по мере усиления роли Ассамблеи, наполнения ее деятельности содержательными вопросами, интерес к созданным информационным ресурсам у региональных парламентариев будет также возрастать.

Уважаемые коллеги!

Законотворчество – безусловно, наша общая и главная задача. При этом хочу подчеркнуть, что эффект от работы Ассамблеи российских законодателей должен достигаться не только в плане увеличения числа законов, принятых по инициативе региональных законодателей. Он также должен достигаться и за счет более тесного взаимодействия основных субъектов права законодательной инициативы в рамках осуществления задач государственной политики.

Совместными усилиями мы сможем сделать все то, на что надеется наш народ. Ориентиры, которые есть в Стратегии-2020, предусматривают увеличение производительности труда в 4-5 раз, поскольку это позволит достичь заявленных параметров качества жизни. Нужно модернизировать промышленность, сельское хозяйство, экономику в целом.

Понятно, что на региональном уровне многие проблемы ощущаются более остро, чем в стране в целом. Наша общая задача заключается в том, чтобы вовремя ключевые моменты обсуждались и оформлялись в законопроекты, которые наверняка будут приняты.

 

 


Rambler's Top100