Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, коллеги! Рад всех приветствовать в Подмосковье. У нас это уже традиция, по сути. Мы в прошлом году встречались, правда, в другом месте, но тоже в Подмосковье, это была встреча с активом партии. Я считаю, что тогда получился интересный разговор, во всяком случае, для меня. Надеюсь, что и сегодня будет такой же. Больше пока ничего говорить не буду, предложу выступить коллегам, которые собирались это сделать. После этого какие-то слова скажу ещё, а потом, если у вас есть вопросы, вы их зададите мне.
Версия для печати

Прямая речь

Выступление Председателя Государственной Думы, Председателя Высшего совета партии «Единая Россия» Бориса Грызлова на встрече Президента РФ Дмитрия Медведева с активом всероссийской политической партии «Единая Россия»

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день, коллеги!

Рад всех приветствовать в Подмосковье. У нас это уже традиция, по сути. Мы в прошлом году встречались, правда, в другом месте, но тоже в Подмосковье, это была встреча с активом партии. Я считаю, что тогда получился интересный разговор, во всяком случае, для меня. Надеюсь, что и сегодня будет такой же. Больше пока ничего говорить не буду, предложу выступить коллегам, которые собирались это сделать. После этого какие-то слова скажу ещё, а потом, если у вас есть вопросы, вы их зададите мне.

Всё. Начинаем работать.

Б.ГРЫЗЛОВ: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Сегодня, мы считаем, тема, которая является наиболее   актуальной, – это тема модернизации. Оценивая сегодняшнюю ситуацию, мы видим, что в период начала 2000-х годов в обществе преобладали настроения, направленные на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране, многое было сделано. Но сейчас уже набирает силу ожидание модернизации. Этот запрос формируется, об этом говорят наши избиратели, и мы понимаем, что этот запрос обращён в первую очередь, безусловно, к партии «Единая Россия». Хотя мы видим, что ряд политологов, ряд представителей политических сил, которые являются оппозицией, считают, что модернизация сегодня обречена на неудачу. Мы с этим категорически не согласны. Я думаю, что основой для нашей позиции являются в том числе достижения, которые достигнуты в стране за прошедшие 10 лет. Безусловно, были сконцентрированы ресурсы, обеспечено политическое и правовое единство страны. За 10 лет валовой внутренний продукт в абсолютных цифрах вырос в пять раз. При этом бюджет вырос в 10 раз, опять же в абсолютных цифрах. А вот в конкретных цифрах вдвое выросло строительство жилья: примерно с 30 миллионов квадратных метров в год в 2000 году почти до 60 миллионов квадратных метров в 2009 году.

Если говорить о минимальном размере оплаты труда, то есть некоей социальной гарантии, то за эти же 10 лет минимальный размер оплаты труда вырос с 83 рублей до 4330 рублей. Зарплаты выросли более чем в 8,5 раз. В 2000 году у нас среднемесячная начисленная зарплата была 2200 рублей, а в 2009 году она достигла 18800 рублей. И что очень важно, нам удалось не только остановить прогнозируемое сжатие экономики, как шагреневой кожи, но и обеспечить её быстрое и эффективное развитие.

Конечно, эти достижения являются хорошей основой для посткризисного развития, успеха модернизации, а значит, для решения задач «Стратегии-2020». Мы убеждены, что сегодня страна готова к модернизации, идеям, которые были изложены в Вашем программном выступлении на красноярском форуме (это был февраль 2008 года), в Вашей статье «Россия, вперёд!» (сентябрь 2009 года), в двух посланиях Федеральному Собранию и в других Ваших выступлениях.

Хотел бы оценить ситуацию, которая в этом году уже стала достаточно выпуклой. Структура общества меняется. И те молодые люди, которые родились в новой России, уже достигли совершеннолетия. И мы понимаем, что у различных групп населения различные ожидания. Среди наших избирателей есть и те, кто рассчитывает на собственные силы, которые ждут от государства законов, которые позволят проявить их инициативу, обеспечить условия для самореализации. Это в первую очередь студенчество, это молодые предприниматели, это уже сложившийся средний класс. И людей в возрасте 20–35 лет у нас сейчас 35 миллионов человек. Эта группа в этом году совпала по численности с группой населения старше 55 лет. Это то население, которое формировало свою жизненную позицию в условиях ещё предыдущего государства, то есть Советского Союза, и эта группа населения больше привыкла к заботе и опеке со стороны государства, нежели к проявлению личной инициативы.

«Единая Россия» – партия большинства, и поэтому мы, безусловно, должны найти такие решения, которые обеспечат интересы всех граждан нашей страны, то есть и той, и другой категории. И мы многое делали все вместе для того, чтобы усилить социальную поддержку старшего поколения даже в условиях мирового экономического кризиса. Наверное, мы были единственной страной в мире, которая выполнила те задачи, те ориентиры, которые были поставлены до начала кризиса. Я имею в виду увеличение пенсий. И в период кризиса эта работа проводилась, и будет завершена в этом году. Общее повышение пенсий будет 46 процентов – это огромные суммы, которые получит старшее поколение, которое, безусловно, претендует (и по праву претендует) на увеличение пенсий.

Успешно реализуется демографическая политика. Прошлый год стал первым за прошедшее десятилетие, когда население России увеличилось. Я хочу напомнить, что рождаемость в 2000 году составляла 1267 тысяч детей, а в 2009 – это 1762 тысяч детей. Безусловно, это позитивная тенденция, но эта тенденция приводит к тому, что у нас появилась нехватка мест в детских садах. Есть примеры того, что детские сады, здания, в которых были детские сады, на протяжении последних лет зачастую перепрофилировались. И это общая проблема по всей России. Если в 1992 году у нас было 82 тысячи дошкольных учреждений, то в 2008 году – 45 тысяч. Ощущается достаточно серьёзное сокращение. Я считаю, что задача наших региональных отделений партии в ближайшее время провести мониторинг тех зданий, которые ранее были использованы под детские сады, а впоследствии были перепрофилированы. Эти здания зачастую относятся и к федеральной собственности, и к региональной собственности. Если мы сумеем их вернуть и использовать по их прежнему назначению, то, безусловно, мы сможем решить проблему детских садов.

И, во-вторых, есть ещё одна тема, связанная с детскими садами, – это создание условий по стимулированию организации частных детских садов в многоквартирных домах. Необходимо снять запреты и ограничения, которые сегодня есть для этого вида деятельности. Тогда я думаю, что каждая семья сможет устроить ребёнка в сад и уже не нужно будет стоять в очереди до достижения ребёнком школьного возраста.

Понятно, что все вопросы, которые касаются социальной политики, не могут решаться без решения главных вопросов – вопросов модернизации. Я бы хотел сказать о нескольких приоритетах. Безусловно, это модернизация госуправления. Одним из приоритетов модернизации госуправления может быть повышение качества услуг для граждан, борьба с волокитой, борьба с круговоротом справок в госучреждениях. Мы сейчас ко второму чтению готовим законопроект, который позволит стандартизировать услуги всех уровней власти: от регистрации рождений, браков и прав собственности до получения информации о штрафах, например, в ГИБДД, определить общие правовые механизмы работы электронного правительства. Сегодня об этом будет выступление, в частности, члена политсовета «Молодой гвардии» Владимира Бурматова. Также в законопроекте предлагается лишить органы власти права требовать от граждан те документы, которые сами органы госвласти могут получить в рамках исполнения своих полномочий.

Необходимо модернизировать и бюджетную политику. Понятно, что для успеха модернизации очень важно, как и на что тратятся государственные деньги. Думаю, что пора уже прекратить финансировать процесс и начать финансировать результат. Это требование сегодняшнего времени. Для бюджета это означает переход от механизма федеральных целевых программ к механизму госпрограмм, который сейчас разрабатывается в Правительстве. Механизм госпрограмм позволяет нацелить на конечный результат каждый бюджетный рубль. Для сети бюджетных учреждений это означает, что для получения финансирования уже не будет достаточно одной красивой вывески, нужно будет выполнять реальную работу и получать реальные результаты.

Хотел бы обратить особое внимание на вопросы жилищно-коммунального хозяйства, которые касаются каждого гражданина России. Годовой объём оказываемых предприятиями и организациями отрасли услуг составляет 1200 миллиардов рублей. Это огромная составляющая, это более 3 процентов валового внутреннего продукта. И оплата услуг ЖКХ для каждой семьи является очень важной статьёй расхода. Больше этой статьи только питание. К сожалению, уровень расходов на ЖКХ бюджета семьи в процентном отношении ежегодно растёт. Эта тема была поднята партией. Мы проводили ассамблею законодателей, проводили селекторное совещание, создали комиссию, которая посетила более 10 конкретных субъектов Российской Федерации, где по результатам селекторного совещания были выявлены серьёзные нарушения, серьёзные превышения тарифов и нормативов над средними по России.

Вчера я был в городе Архангельске и тоже обсуждал эту тему, после того как наша комиссия выявила там ряд нарушений. Надо сказать, что это действенная мера, потому что в Архангельске многие вопросы решены. Более прозрачными стали сами квитанции по оплате услуг ЖКХ, снизили с 22 до 19 процентов тот порог уровня расходов бюджета семьи, начиная с которого могут быть дотации со стороны бюджета для этих семей. Серьёзно решается вопрос по снижению тарифа по теплу, по предоставлению тепла. И эта цифра вместо 18 процентов, на которую повысили, станет 15 процентов к 1 сентября. Для этого принимается ряд конкретных технических мер. И надо сказать, что принципиальным, конечно, для ряда регионов является переход на газоснабжение теплоэлектроцентралей. Это решение в Архангельске будет принято, его ожидают с большим оптимизмом, и есть понимание, что в этой ситуации рост тарифов на предоставление тепловой энергии будет меньше, чем рост инфляции. Такое понимание есть, и это было озвучено.

Ситуация с тарифами, конечно, это лишь отражение общей ситуации в ЖКХ, но есть ещё проблема – проблема монополизма, проблема низкой энергоэффективности. И именно здесь, в энергоэффективности, в борьбе со злоупотреблениями монополий и карманными фирмами чиновников мы видим магистральное направление преобразований в системе ЖКХ. Многое, безусловно, зависит и от того, как выстроены отношения поставщиков услуг с жильцами. Пока они, скорее, похожи на односторонний диктат, поэтому в партии появился проект «Управдом», ориентированный на подготовку профессиональных представителей интересов жильцов. Там, где этот проект начинает работать, тарифы ЖКХ снижаются до 25 процентов. И монополисты при этом вынуждены, безусловно, принимать активные меры по внедрению новых технологий с целью снижения себестоимости производства этих услуг.

В вопросах модернизации огромный потенциал в сельском хозяйстве. Эксперты говорят, что в целом за счёт внедрения здесь новых технологий продуктивность российского агропрома может быть увеличена в 2,5 раза. Мы считаем, что наибольший эффект даст кластерная специализация регионов по принципу естественных территориальных преимуществ. Такой перспективный проект обсуждался на сибирской конференции партии в апреле – это промышленно-аграрный региональный кластер в Омской области. Ожидается, что за счёт глубокого передела продукции, глубокой переработки, объём продукции, которая будет выходить из кластера, будет в восемь раз превышать стоимость сырья, из которого эта продукция будет изготавливаться. Это наибольший показатель по появлению добавленной стоимости.

Но есть ещё вопросы, которые касаются земли, земельного законодательства – это тоже ситуация, связанная, безусловно, напрямую с модернизацией. У нас есть территории страны, которые сегодня имеют дефицит рабочей силы, в первую очередь это Дальний Восток и Сибирь. Наверное, надо создать привлекательные условия для обеспечения внутренней миграции на эти территории. У нас сегодня под населённые пункты в России используется 1,2 процента территорий, то есть чуть больше одного процента территорий – это населённые пункты. И если эту цифру увеличить, допустим, на четверть, только на четверть, чтобы у нас было полтора процента территорий под населёнными пунктами, то это количество земли, поделив на 12 соток, даст 40 миллионов участков. Я считаю, что эта земля могла бы выдаваться тем, кто бы переехал в эти регионы – в регионы Сибири и Дальнего Востока, для того чтобы работать на строящихся новых предприятиях или обеспечивать деятельность уже действующих предприятий. При этом можно было бы ввести обременение на эту землю и передавать её в собственность, например, через 10 лет после того, как жилой дом, построенный на этом участке, будет сдан в эксплуатацию. То есть 10 лет – минимальное время обеспечения присутствия этих людей на территории региона, где надо увеличивать численность.

Конечно, в плане модернизации, в плане развития экономики энергетика является «кровью экономики». Это самый важный вопрос. Сейчас энергоёмкость российской экономики в несколько раз выше, чем в других развитых странах. Например, на единицу валового внутреннего продукта Россия затрачивает в 3,7 раза больше энергии, чем Япония. По оценкам специалистов, только лишь в ТЭКе мы можем сэкономить до 50 процентов используемого сейчас топлива, а в целом по экономике речь идёт об объёмах, превышающих 420 миллионов тонн условного топлива. Это наш резерв.

Сейчас принят и начал действовать Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Он создаёт возможности для снижения энергоёмкости российской экономики. В «Стратегии-2020» поставлена конкретная задача – снизить энергоёмкость на 40 процентов. Считаю, что эту задачу, безусловно, необходимо решать. Понятно, что традиционные источники энергии ещё долгие годы будут доминировать. Но побеждает тот, кто уже сегодня начинает решать проблемы завтрашнего и даже послезавтрашнего дня, а это альтернативная энергетика.

В ряде регионов такой опыт появляется, и мы на уровне наших региональных партийных организаций, безусловно, будем внедрять те новые решения, которые имеют место в каких-то субъектах. Мы будем тиражировать эти новые решения. Сейчас запускаются уникальные проекты по развитию геотермальной, ветровой, приливной, солнечной энергетики. Для солнечной энергетики очень приятно, что начали строиться наши отечественные заводы по производству кремния – это и Красноярск, и Томск, и ряд других субъектов Российской Федерации. Внедрение новых технологий, безусловно, должно обеспечить рост производительности труда. В «Стратегии-2020» заложена цифра роста до 2020 года в четыре раза. Это цифра, которую очень сложно достичь. За 10 предыдущих лет производительность труда выросла в 1,44 раза, за 10 лет. Здесь мы планируем с момента принятия «Стратегии-2020» за 11 лет увеличить производительность в четыре раза. Понятно, что для этого нужно именно создавать новые технологии, внедрять те технологии, которые себя уже зарекомендовали за рубежом, и нам необходимо обеспечивать именно мировую конкурентоспособность. И очень интересный проект, который сейчас находится в стадии запуска, – это проект инновационного центра в Сколкове. Можно считать, что мы все вместе сосредоточили свои усилия на этом проекте, и мы уже приняли ряд законов, которые позволяют и выделять землю для этого проекта на особых условиях, и привлекать на льготных условиях высококвалифицированных зарубежных специалистов. Отработав этот проект, мы сможем дать очень хороший пример для развития таких высокотехнологичных инновационных центров в других субъектах Российской Федерации.

Мы приняли закон, который позволил вузам создавать инновационные малые предприятия и вкладывать туда интеллектуальную собственность в качестве учредительного взноса. Но, к сожалению, мы можем говорить уже о том, что скоро будет год, как этот закон действует, всего только 200 таких предприятий создано, притом что только государственных вузов у нас 660, а если взять кафедры, которые могли бы быть инициаторами создания таких предприятий, то их более 10 тысяч. Считаю, что цифра в 10 тысяч – это наиболее приемлемая цифра, которую мы должны достигнуть в ближайшие год-полтора. И это тоже, я считаю, важная задача для наших региональных партийных организаций.

Есть ещё много, Дмитрий Анатольевич, других вопросов, о которых хотелось бы поговорить, но я не хочу узурпировать эту трибуну и хотел бы дать возможность выступить нашим коллегам.

 


Rambler's Top100