Наша партия была и остается главной политической силой страны, и мы в полной мере осознаем свою ответственность перед избирателями за качество реализации общенационального курса. Наша фракция окажет всю необходимую законодательную поддержку, чтобы обеспечить результат – и в антикризисной работе, и в действиях стратегического характера.
Версия для печати

Прямая речь

Выступление Председателя Государственной Думы, руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Б.В. Грызлова по вопросу «Об отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2009 год»

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые депутаты!

От имени парламентского большинства хочу, прежде всего, поблагодарить Председателя Правительства, лидера партии «Единая Россия» Владимира Владимировича Путина за подробное и обстоятельное выступление!  

Сегодня Государственной Думе представляется второй отчет Правительства в соответствии с требованиями Конституции. Можно говорить о традиции, заложенной в период пятого созыва Государственной Думы, – одновременно с отчетом о проделанной работе, озвучиваются новые задачи и обозначаются новые перспективы работы.

Это задачи не только для Правительства, но и для других органов государственной власти. Депутаты фракции «Единая Россия» видят их именно так.

Наша партия была и остается главной политической силой страны, и мы в полной мере осознаем свою ответственность перед избирателями за качество реализации общенационального курса.

Наша фракция окажет всю необходимую законодательную поддержку, чтобы обеспечить результат – и в антикризисной работе, и в действиях стратегического характера.

Считаю крайне важным, что антикризисные меры Правительство планирует с учетом Стратегии-2020. В период кризиса стратегические задачи, поставленные ранее, сохранили свою актуальность. Кризис значительно осложнил ситуацию – это факт. Но фактом является и то, что ничего не потеряно!

Сегодня мы подробно говорили об итогах 2009 года. Он действительно выдался одним из самых сложных и трудоемких для всей системы органов государственной власти, для всего российского общества.

Нам пришлось решать множество старых и новых проблем.

«Невский экспресс», взрывы в московском метро, в Ингушетии, в Дагестане, теракты в других регионах страны со всей ясностью показали всему миру, что террористическая война против России продолжается.

Несомненно, обострение террористической угрозы накладывает свой отпечаток на содержание нашей работы. Главное здесь – это консолидация общества, всех политических сил. И если достигается компромисс, если вырабатывается единая позиция, то каждый – я хочу подчеркнуть, именно каждый – должен ее уважать. Будь то милиционер, депутат или независимый эксперт. Как говорится, уговор дороже денег. Тем более, когда речь идет о безопасности людей.

На 2009 год пришелся пик мирового экономического кризиса. Напомню, что в Программе антикризисных мер были учтены предложения депутатов. Тем важнее для нас сегодня было услышать о результатах их реализации. 

Я не могу разделить упаднических настроений нашей оппозиции. Безусловно, мнения могут быть самыми разными. Но я хотел бы обратить особое внимание на то, что за последнее десятилетие Россия очень многого добилась. Я могу это утверждать, даже учитывая, что конец десятилетия стал периодом беспрецедентного кризиса.

Если в 2000 году среднемесячная начисленная зарплата у нас была 2200 рублей, то, по предварительным данным, в 2009 году она достигла 18800 рублей.

Если в 2000 году у государства хватало денег лишь на то, чтобы платить чисто символические пенсии – их средний размер составлял всего 694 рубля, – то в конце 2009 года – уже 6300 рублей, а в 2010 году – будет более 8 тысяч рублей. 

Цифры, которые я назвал, – это, наверное, самые главные, самые важные и осязаемые для людей показатели, по которым они оценивают эффективность власти.

Именно поэтому мы видим качественные изменения в демографической ситуации. Фактически, 2009 год был первым годом без потерь в численности населения страны. То есть даже в условиях кризиса люди видят перспективу и верят в то, что власть защитит их интересы и будет действовать профессионально и согласованно, потому что в России обеспечена устойчивость российской политической системы.

Сегодня, опираясь на позитивные достижения и не ослабляя внимания к антикризисной тематике, мы постепенно переходим к посткризисному развитию.

Главное – не ошибиться в выборе пути, по которому пойдет российская модернизация. Тут могут быть разные подходы, и вокруг них уже идет общественная дискуссия.

Например, – добиться роста производительности труда за счет бесконечного совершенствования уже существующих производств, не создавая ничего принципиально нового. Действуя таким образом, мы, наверное, продержаться на плаву. Но о лидерстве России придется забыть. А значит, нам этот путь не подходит!  

Другой подход – это накопление человеческого капитала, это абсолютно новые технологии, это новые компактные производства, которые, благодаря интеллектуальной собственности, в разы, даже в десятки и сотни раз превосходят по экономической эффективности традиционные предприятия-гиганты.

Мы, безусловно, поддержим существующие у нас моногорода. Не бросим людей. Но создавать новые города-заводы, жизнь и будущее которых зависит от одного-единственного вида продукции, не будем – это методы прошлого века. Россия живет в новом времени!

Считаю, что в экономике перед депутатами Государственной Думы стоят, по крайней мере, три стратегические задачи, которые также важны и для исполнительной власти.

Эти задачи связаны не с наращиванием расходов, а с повышением эффективности бюджетной политики.

Во-первых, это всемерное поощрение инноваций.

Но только не так, как это происходило довольно долгое время. Бюджетные деньги не должны выделяться по сметам учреждений, которые по инерции продолжают считать и называть себя научными!

Все знают, что наибольший потенциал у нас сохранился в науке, обслуживающей оборонку. Так вот, даже там только 6 проектов из 10 в рамках НИОКР доходят до практической реализации. А 4, то есть почти половина, – это потерянное время и потерянные деньги. Хватит финансировать процесс, пора начать финансировать результат! 

Во-вторых, это обеспечение эффективности вложений в инфраструктуру. Хилая инфраструктура – это именно то, что сдерживает развитие регионов и межрегиональных связей. Коррупция и бюрократия – это именно то, что сдерживает развитие инфраструктуры. «Единая Россия» будет решать эти проблемы, в том числе предлагая новый формат работы.

Мы уже провели межрегиональную конференцию, посвященную Стратегии социально-экономического развития Сибири. И такие конференции пройдут во всех федеральных округах.

В-третьих, это общее повышение результативности бюджетных расходов в критически важных направлениях – таких как социальная сфера, безопасность, инновации, инфраструктура.

Понятно, что в ближайшее время возможности бюджета будут сильно ограничены. И нам, вместе с Правительством, есть над чем подумать, в том числе при планировании закупок для государственных и муниципальных нужд.

Уважаемые коллеги!

Отчеты Правительства перед Государственной Думой становятся важным инструментом парламентского контроля. Но одновременно они позволяют нам более четко координировать нашу работу. И это очень важно.

Ведь в тесном взаимодействии с Правительством нам предстоит в самое ближайшее время принимать новые законы. Среди них:

- о борьбе с рейдерством,

- о дополнительных мерах налоговой поддержки инновационных проектов,

- о новых подходах к строительству транспортной инфраструктуры на основе долгосрочных контрактов,

- о дальнейшем развитии механизмов государственных закупок и многие, многие другие.

Юридическая грамотность новых законодательных норм и успех правоприменительной практики будут во многом зависеть от уровня взаимопонимания между депутатами и министерствами.

А что касается парламентского большинства и Председателя Правительства, то никаких разногласий и непонимания у нас нет и быть не может. Потому что мы – одна партия! Мы – «Единая Россия»! 

Спасибо.    


Rambler's Top100