23 июля в Барвихе состоялась встреча Президента РФ Дмитрия Медведева с руководством партии «Единая Россия» и молодыми депутатами, членами партии «Единая Россия»
Версия для печати

Прямая речь

Выступление Председателя Государственной Думы, Председателя Высшего совета партии "Единая Россия" Бориса Грызлова на встрече Президента РФ Дмитрия Медведева с руководством и членами партии «Единая Россия»

 Б.ГРЫЗЛОВ: Спасибо, Дмитрий Анатольевич.

Сегодняшний формат встречи, встречи Президента с активом «Единой России», и именно с тем активом, который представляет в основном молодёжь, для нашей партии, безусловно, возможен. Я имею в виду, что во многих других партиях молодёжная прослойка очень маленькая, у нас же четверть членов партии – это молодёжь. И я считаю, что у нашей партии даже в связи с этим есть большая перспектива.

Не только много молодёжи среди членов партии, но у нас и было принято решение в 2007 году о том, что на выборах всех уровней мы должны представлять молодёжи квоту не менее 20 процентов. И это было выдержано даже на выборах в Государственную Думу, из 600 возможных кандидатов, которые были в списке, 120 представляли молодёжь. Ясно, что они не все были на тех местах, которые называются проходными, но тем не менее 34 депутата Государственной Думы моложе 35 лет у нас есть, и это в полтора раза больше, чем было в Думе предыдущего созыва. Считаю, что это наше большое достижение, и мы видим вот такую молодёжную струю, которая подталкивает и нас, ветеранов партии, к более активной работе, и поднимает те вопросы, которые являются, безусловно, актуальными. В том числе и те вопросы, которые сегодня были подняты, безусловно, актуальны.

Я, может быть, несколько слов сказал бы по выступлению Ларисы Пастуховой. Демографическая ситуация сегодня – это действительно очень важный вопрос. И ситуация, связанная с тем, что по-прежнему у нас, к сожалению, ежегодно смертей больше, чем рождений, – это беда для нашей страны. И тема, которую Лариса не подняла, – это количество абортов. Надо подумать и об этом, у нас около миллиона абортов в год. Если дефицит в приросте населения у нас примерно 400 тысяч и миллион абортов, мы видим реальную ситуацию – улучшить понимание женщин о том, что может их ожидать при рождении ребёнка, и тогда, если количество абортов мы в два раза уменьшим, мы только за счёт этого выйдем на положительную динамику. И этот вопрос, я считаю, очень важен, это вопрос, в том числе, и безопасности нашего государства.

То, что касается региональной политики. Вот здесь представлено много субъектов, и здесь представители муниципального уровня управления, и депутаты региональных законодательных собраний. Наша региональная политика сегодня выглядит как помощь тем субъектам Федерации, которые являются так называемыми дотационными, и регионы-доноры дают большие средства, формируют бюджет для того, чтобы потом мы перечисляли трансферты в ряд субъектов Федерации, которые в этом нуждаются.

Работа в этом направлении проводится успешно, я могу сравнить 4-й год и 8-й год. Поддержка регионов в 4-м году была 342 миллиарда рублей, а в прошлом году – это 955 миллиардов рублей. То есть поддержка большая. Но насколько эффективно эти деньги потребляются субъектами Федерации? Вот я хотел бы здесь этот вопрос поднять.

Сегодня мы видим большую разницу в уровне жизни и в уровне развития наших регионов. Если говорить о среднедушевых доходах в различных субъектах Федерации, то разница в восемь раз между лучшими и худшими. Если мы берём соотношение показателей десяти лучших и десяти худших регионов России, то по уровню безработицы сегодня эта разница в 7 раз, по доходам на душу населения – в 4 раза.

Хотел бы привести конкретный пример. Если мы возьмём ситуацию 30-40-летней давности, то тогда была принята программа развития Дальнего Востока. Эта программа позволила существенно увеличить промышленность, то есть в развитие промышленности вкладывались деньги, вкладывались они в развитие инфраструктуры, в том числе в железные и автомобильные дороги. Мы можем сказать, что период с 71-го по 80-й год, в то время объём промышленного производства удвоился на Дальнем Востоке, а что особо важно, увеличилась численность населения на 18 процентов за десять лет. Это были реальные инвестиции.

И вот сейчас хотел бы сравнить два субъекта Федерации, которые находятся в Дальневосточном федеральном округе, – это Приморский край и Хабаровский край, примерно одинаковая численность жителей. В прошлом году Приморский край получил трансферты на сумму 22 миллиарда, а Хабаровский край – 14 миллиардов, то есть меньше, чем Приморский. При этом есть основные показатели, которые можно сравнивать. Приморский край – заработная плата 17 тысяч, Хабаровский – 20 тысяч, убыль населения в Приморском крае была примерно в 4 раза больше, чем в Хабаровском, то есть 8 тысяч и 2 тысячи соответственно. Это убыль населения за год, а если взять убыль населения Приморского края за 20 лет, то это 270 тысяч человек. Число родившихся детей в Приморском крае выросло на 0,7 процента, в Хабаровском – на 4,7 процента. Прирост объёмов жилищного строительства, это, кстати, наиболее показательно, в Приморском крае составил 3,3 тысячи квадратных метров, а в Хабаровском крае – 38,1 тысяч квадратных метров, то есть больше чем на порядок выше. Получается, что один субъект получает больше денег, а показатели качества жизни дает худшие. И получается тогда, наверное, как вывод, что один субъект вкладывает деньги в развитие, а другой их проедает. Наверное, это зависит, в том числе от уровня руководства этих субъектов. Мне кажется, что вот, например, назначение Ишаева Виктора Ивановича на должность полпреда в Дальневосточный округ – это в том числе и оценка его работы по руководству Хабаровским краем.

Я хочу сказать, что даже в период кризиса, вот сейчас, все говорят, что кризис, хотя, когда спрашиваешь конкретных людей: «А вы ощущаете на себе кризис?», – многие говорят: «Нет, но нам же по телевидению говорят об этом, что у нас кризис». Поэтому даже в ситуации кризиса мы можем выделить те субъекты, которые сегодня дают прирост промышленного производства. Я не говорю про очень крупные субъекты Федерации, но такие субъекты как Калужская, Сахалинская, Амурская области, сегодня по результатам I квартала отчитались за прирост промышленной продукции, и у них нет проблем с безработицей. У них есть оптимизм, что весь 2009-й год они пройдут с позитивными результатами по росту ВВП и росту промышленности.

Сегодня Антон Криницын поднимал вопрос о поддержке малого бизнеса. Один законопроект, который мы хотели бы предложить для рассмотрения в осеннюю сессию, это законопроект, который касается как раз излишней назойливости в изучении того, как работают малые предприятия, со стороны органов внутренних дел.

Сегодня эта тема есть, и мы хотели бы законодательно оградить малый бизнес от этой излишней назойливости. В чём это сегодня проявляется? Сегодня, когда идёт проверка предприятий малого и среднего бизнеса, налоговые службы зачастую готовят некий проект будущего протокола, который передают в органы внутренних дел. Представители органов внутренних дел приходят с этим проектом на малые предприятия, и начинается торг. Начинается торг, реальный торг: будет ли возбуждено уголовное дело или не будет возбуждено уголовное дело.

Я предлагаю на законодательном уровне решить следующий вопрос: любой протокол проверки налоговой службы может вступать в силу только когда он подписан и рассмотрен на коллегии этого органа. Тогда не будет кривотолков относительно того, правда ли написана в этом протоколе или это повод для обсуждения какой-то темы.

Думаю, что для малых предприятий можно было бы сделать следующее исключение. Если малое предприятие полностью гасит все свои долги, которые реально найдены, (штрафы, пени), то тогда возбуждение уголовного дела не должно следовать. Это тоже предмет, о котором можно сегодня говорить.

Хотел бы ещё поговорить о вопросах, связанных с доходной частью нашего бюджета. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда мы видим, что экономический блок Правительства часто нам говорит о том, что нужно так или иначе менять расходы. Ни разу не слышал от этого же блока предложений по увеличению доходов. Я имею в виду какие-то новые предложения, новые идеи по доходам. Хотел бы сейчас сказать о следующем.

Недавно Вы проводили заседание Совета по национальным проектам и рассматривали вопрос, связанный с жильём. Тогда я не высказал одну идею, сегодня хочу её сказать. Эта идея касается коммерческого найма жилья, которое бы обеспечивало государство. Мы могли бы строить жильё за счёт федерального бюджета, за счёт регионального бюджета и обеспечивать наём этого жилья, я имею в виду не социальный наём, а коммерческий. Сегодня несколько миллионов человек снимают жильё – это факт, особенно в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург. Если мы возьмём по всей стране, это несколько миллионов. Они снимают это жильё у частных лиц, в преобладающем количестве случаев никто не платит никаких налогов за это и, соответственно, цены, которые диктует рынок, часто бывают неподъёмными для тех, кто хочет снять жильё. Это, по-моему, является ещё одной проблемой для перемещения каких-то категорий работающих по стране.

У нас люди привязаны к месту проживания. Сегодня есть рабочие места, я хочу сказать, что это именно так, что количество рабочих мест превышает количество безработных на сегодня, это так, просто есть инертность, инертность в перемещении по территории России. Зачастую это связано с тем, что есть привязка к жилью, которое находится в собственности. Если у нас будет введена государственная система коммерческого найма жилья, мы повысим мобильность наших граждан, мы снизим общий уровень цены по найму жилья, и государство реально получит доходы от этого. Это даст возможность, в том числе, и наполнить бюджет даже уже будущего года. Не хотел бы злоупотреблять вниманием, Дмитрий Анатольевич. Спасибо.


Rambler's Top100