Вклад туризма в ВВП с учетом мультипликативного эффекта составляет, по оценкам Всемирной туристской организации при ООН, в среднем по миру 10,4%. В отдельных странах этот вклад значительно выше: в Хорватии — 19%, в Испании — 18,2%, в Австрии — 15%.
Версия для печати

Прямая речь

Статья Председателя Государственной Думы, Председателя Высшего совета партии "Единая Россия" Бориса Грызлова: "Отдых в России должен стать модным". (Газета.Газета)

Вклад туризма в ВВП с учетом мультипликативного эффекта составляет, по оценкам Всемирной туристской организации при ООН, в среднем по миру 10,4%. В отдельных странах этот вклад значительно выше: в Хорватии — 19%, в Испании — 18,2%, в Австрии — 15%.

В России доход от туризма составил в 2008 году более 800 млрд. рублей. В абсолютных показателях это вроде бы солидная цифра, но составляет лишь около 2% ВВП. Это объясняется рядом факторов. Частью они объективны: суровый климат на большей части территории, холодная продолжительная зима, большие расстояния. Но есть и поддающиеся корректировке факторы: неравномерность развития туристической инфраструктуры в регионах, трудности транспортной сети, неадекватные цены на большинство услуг. Поэтому в прошлом году число иностранных туристов составило более 2 млн. человек.

Для выработки и реализации новой туристической политики предстоит объединить усилия законодательной и исполнительной властей, бизнеса и профессионального сообщества. Многими вопросами можно заняться как раз в период мирового экономического кризиса — перехода к новой экономике. Россия может воспользоваться сокращением спроса на зарубежные турпоездки. За первый квартал этого года по сравнению с тем же периодом прошлого число таких поездок сократилось на 22%. В 2008 году за рубеж выехало почти 11 млн. российских туристов, которые потратили около $10 млрд. Часть этих денег вполне могла бы работать на развитие отечественной экономики.

Спрос на туристические услуги отечественного происхождения есть. Так, количество российских граждан, путешествующих по внутренним маршрутам страны, в 2008 году составило около 32 млн. человек — на 16% больше, чем годом ранее.

С туризмом прямо или косвенно связано более 30 отраслей экономики. Для его успешного развития требуется качественная инфраструктура, включающая дороги, мосты, гостиницы, предприятия питания. Все это создает новые рабочие места, дает возможность решить сложные региональные проблемы, преодолеть неоднородность экономического пространства. Наконец, туризм — действенное средство сохранения историко-культурного и природного наследия.

Учитывая все эти факторы, становится очевидной необходимость приоритетного развития российского внутреннего турпродукта. Положительную роль уже играет принятое нами законодательство об особых экономических зонах, об организации и проведении Олимпийских игр в Сочи, а также "Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года".

Для нас принципиально важно решить следующую задачу: имеющийся и создающийся рекреационный потенциал в стране должен стать доступным для всех граждан вне зависимости от уровня их доходов. Право всех граждан России на отдых может быть реализовано с развитием социального туризма.

Это понятие приходит сейчас с Запада, но среднему и старшему поколению сограждан оно хорошо известно. Социальный туризм позволяет обеспечить путешествия и отдых всем слоям населения объединенными усилиями и средствами коммерческих предприятий, профсоюзов, общественных организаций, государства.

Развитие туристической инфраструктуры не всегда требует огромных инвестиций. Например, маршруты для молодежи и студентов малозатратны, но полезны и увлекательны: велосипедные маршруты, маршруты на байдарках, пешие походы. Самодеятельному туризму могли бы способствовать и автокемпинги, как социальная альтернатива гостиницам. Другая замечательная основа для развития экскурсионных поездок — это историко-культурный потенциал России.

Но все перечисленное — лишь предпосылки для развития отрасли. Самым насущным является вопрос формирования и продвижения отечественного туристского продукта. В мире прекрасно известны такие бренды, как Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, Кавказские Минеральные Воды, Черноморское побережье Кавказа. Сейчас в Сочи ежегодно отдыхает около 4 млн. человек, а благодаря реализуемым мерам по развитию инфраструктуры в рамках подготовки к Олимпиаде-2014 их число должно вырасти примерно в два раза.

Не менее важно грамотно реализовать гигантский потенциал других регионов. Это и Большое золотое кольцо, и туристско-рекреационные зоны в Алтайском крае, Республике Алтай и Бурятии, в Иркутской и Калининградской областях, на Кубани и в Ставрополье, многие другие города и местности со своей историей, культурой, уникальной природой. Возрождение внутреннего туризма станет знаком возрождения и регионов, и всей страны.

Туризм в России имеет огромные перспективы. Но и проблемы, которые предстоит преодолеть, чрезвычайно серьезны. Поэтому только комплексная, грамотно скоординированная государственная политика может послужить рычагом, который будет способствовать динамичному развитию отрасли.

 Газета.Газета, № 125, 10 июля 2009 г.


Rambler's Top100