Борис Грызлов: Переживать трудности вместе с избирателями
Версия для печати

Прямая речь

Председатель Государственной Думы ответил на вопросы "Парламентской газеты"

 

- Борис Вячеславович, подходит к концу политическое полугодие, через две недели завершается весенняя сессия Государственной Думы. Можно ли подвести какие-то предварительные итоги?

- Сегодня можно предварительно говорить о том, что Россия, ее власть, ее экономика, несмотря на серьезнейшие за более чем десятилетний период трудности глобального характера, демонстрируют твердую устойчивость к испытаниям. Политическая система страны показала свою эффективность. Взаимодействие Президента, главы Правительства, законодательной власти было четким и оперативным, что позволило не только вовремя реагировать на возникающие проблемы, но и работать на будущее развитие страны.

Оперативно был внесен Правительством, обсужден и принят Государственной Думой пакет антикризисных законов, внесены поправки в закон о бюджете на этот год. Был сделан важный шаг в формировании системы противодействия коррупции. Получили законодательное оформление меры по демократизации и укреплению политической системы, предложенные Президентом в ежегодном Послании Федеральному Собранию. Была значительно усилена законодательная база для государственного строительства и достижения стратегических целей.

Что касается тактических задач, то многие из них возникли в силу текущего состояния мировой экономики. Переживаемый миром финансово-экономический кризис еще раз подчеркнул роль денег, денежного обращения и финансовых инструментов в современной экономике. Он подчеркнул также необходимость соблюдения всеми - от отдельных людей и предприятий до государственных структур и центральных банков - разумного баланса между доходами и расходами.

Ведь и сам кризис вызван был не перепроизводством, не дефицитом каких-либо ресурсов, не какими-то стихийными бедствиями, а тем, что крупнейшая в мире экономика - американская - на протяжении целого ряда лет фактически жила в долг, расплачиваясь за продукцию и услуги обильным печатанием денег и разного рода производными финансовыми инструментами. Такая долговая экономика, экономика чрезмерных и необоснованных расходов, могла до поры до времени кредитовать свои корпорации и своих граждан, но всему приходит конец. Плохо то, что ценой такого как бы восстановления справедливости стали финансовая нестабильность, закрытие предприятий, недоверие к финансовым инструментам, акциям и облигациям, падение производства и рост безработицы, кризис пенсионных систем и другие известные последствия во всем мире. Соответственно снизился спрос и цены на продукцию, которую экспортировала наша страна.

- Сегодня слово "экономия" становится девизом во всем мире. Это касается буквально всех государственных и корпоративных затрат, зарплат, бонусов менеджмента и даже социальных и инвестиционных расходов. Как эта необходимость экономии реализуется в деятельности законодательной власти?

- Разумеется, главное, что было сделано, - приняты поправки в федеральный бюджет, адекватные ситуации. Хочу отметить, что есть вещи, на которых экономить нельзя, а есть вещи на которых экономить просто необходимо. 15 июня 2009 года Владимир Путин на совещании по бюджетным вопросам сказал, что выделение приоритетов потребует сокращения расходов на менее актуальных направлениях. Он перечислил эти приоритеты будущего года. В их числе на первом месте - повышение пенсий.

Я считаю, что ресурсы для сокращения расходов на тех самых "менее актуальных" направлениях есть в деятельности всех государственных организации и учреждений. И поставленная в Бюджетном послании Президентом задача перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств в полной мере относится и к Государственной Думе. Народные избранники должны переживать трудности вместе со своими избирателями.

И после того как разразился мировой экономический кризис, осенью прошлого года, я принял, на мой взгляд, понятное и обоснованное решение - сократить расходы на содержание Государственной Думы. Помню, что впервые сказал об этом в ноябре, в программе Сергея Брилева.

Такое сокращение состоялось. В результате реализации моей инициативы, после внесения изменений в федеральный бюджет на 2009 год мы сократили расходы на содержание Государственной Думы почти на 12 процентов - на 710,5 млн. рублей.

- Не секрет, что это решение кое-кому из депутатов не нравится: сложнее стало за счет Думы менять мебель в своих кабинетах, получать новые компьютеры, делать ремонты в кабинетах?

- Считаю, что в то время как многие российские семьи из-за временных трудностей вынуждены экономить и оптимизировать свои расходы, Государственная Дума - и депутаты, и Аппарат - не имеет морального права сохранять свои расходы на докризисном уровне.

За счет чего мы этого добились прежде всего? Затраты, связанные с приобретением новой мебели, компьютеров, оргтехники, в текущем году мы урезали более чем на 90 процентов. Существенно "похудели" представительские расходы - только на приобретение подарков и сувениров, связанных с приемом и обслуживанием делегаций, сокращение составило 50 процентов. Например, на календарную продукцию пошло лишь 10 процентов от того, что планировалось. То есть мы отказались от финансирования тех текущих расходов, без которых можно прожить.

В результате Государственная Дума оказалась в числе лидеров среди государственных структур по оптимизации собственных расходов в условиях кризиса.

- А какова картина в других ведомствах, в целом по Федеральному Собранию?

- Если говорить о расходах на Аппарат - это, по сути, и есть основные расходы на содержание палаты, - то у нас сокращение составило 19,4 процента, а, скажем, в Совете Федерации - только 11,4 процента. В среднем бюджетные расходы на обеспечение деятельности одного депутата почти на 40 процентов меньше, чем на одного члена Совета Федерации.

Проведенное сокращение расходов ни в коем случае не влияет на работоспособность Государственной Думы, не затрудняет нормальное осуществление полномочий депутатами. И мы всегда найдем возможность провести не только все запланированные мероприятия, но даже и внеплановые, если их тематика будет иметь действительно важное значение для страны. Например, уже в весеннюю сессию мы нашли средства для проведения межпарламентской конференции "Проект "Северный поток". Парламентское измерение" в Санкт-Петербурге.

Формируя ежегодную смету расходов Государственной Думы, мы всегда исходим из необходимости обеспечения работы депутатов в соответствии с законом об их статусе. В этом отношении ничего не изменилось и сейчас. Так должно быть и в будущем.

Хочу отметить, что смета расходов на содержание Государственной Думы никогда не формировалась по фракционному признаку. С точки зрения этого документа, вообще не играет роли фракционная принадлежность депутата. В этой связи высказываемые предложения о том, чтобы отдать часть расходов на депутатскую деятельность и даже депутатскую зарплату на усмотрение фракций, реализовать невозможно, так как по закону о статусе все депутаты равны в правах. И моя задача - создать гарантии и условия работы каждому депутату.

- Вопрос о сокращении расходов обсуждался с представителями фракций?

- Да, я собирал лидеров всех фракций для разговора об оптимизации расходов. Все были едины в том, что их сокращать надо. И кроме очевидных статей, подлежащих сокращению, мы говорили и о более сложных проблемах, нуждающихся в решении.

Например, ситуация с авиаперелетами. По статистике, на региональные недели, когда депутат и должен общаться со своими избирателями, приходится только 17 процентов поездок, остальные 83 процента приходятся на недели пленарных заседаний. Никто не отрицает необходимости передвижений депутатов по стране. Но всем фракциям необходимо навести здесь элементарный порядок.

Хочу подчеркнуть - мы добиваемся не сокращения расходов во что бы то ни стало, а именно оптимизации. Понятно, что это разные вещи.

- Это временные меры или можно говорить о формировании новых подходов к организации деятельности Аппарата?

- Оптимизация структуры, штатной численности, деятельности Аппарата Государственной Думы всегда была для меня в числе приоритетных задач. Это не какое-то модное веяние в связи с кризисом. Это системная позиция. И я неоднократно ее озвучивал. В России число чиновников из года в год растет и сейчас в полтора раза перекрыло то их количество, которое было во всем СССР. На протяжении первых трех созывов штатная численность Аппарата Государственной Думы, несмотря на внедрение современной оргтехники, постоянно росла и увеличилась с 1557 до 1892 единиц. И это преподносилось как великое достижение бывших председателей. А после формирования парламентского большинства в Государственной Думе IV созыва одним из первых моих решений стало сокращение Аппарата на 346 штатных единиц, то есть на 20 процентов. Время показало, что мы поступили правильно - качество работы Аппарата по обеспечению деятельности депутатов не пострадало, а экономия была обеспечена существенная.

 

ГОРЯИНОВ Леонид

 

«Парламентская газета», 19.06.2009, №32


Rambler's Top100