Версия для печати

Прямая речь

Министр внутренних дел РФ Б.В. Грызлов: реформы - требование времени (статья в газете "Щит и меч")

Перемены в нашем ведомстве назрели давно. Еще в первые дни апреля Президент Российской Федерации Владимир Путин настоятельно рекомендовал руководству МВД России совместно с Кабинетом министров добиться, чтобы "все, что выработано в сфере реорганизации силового блока, принять к неукоснительному выполнению".

Считаю, что это требование обращено к каждому сотруднику милиции, каждому военнослужащему внутренних войск. Все мы должны осознать, что за волевыми решениями Президента, назначениями в Правительстве, ротацией руководящих кадров в силовых ведомствах кроется стремление коренным образом изменить к лучшему жизнеустройство нашего общества. В этом видит свое предназначение новая команда, пришедшая к управлению страной благодаря волеизъявлению подавляющей части россиян. Предстоит сделать немало, подчинить свою волю, все силы и средства достижению главной цели - возрождению России. Иного пути сегодня у нас нет.

Принимая полномочия министра внутренних дел в столь ответственный для нашего государства момент, я вовсе не случайно говорил о необходимости более активного проведения политики Президента России в одном из ключевых ведомств, реализации программных установок руководства страны в правоохранительной сфере.Что здесь имелось в виду? Прежде всего, обеспечение соответствия деятельности всех подразделений и служб МВД России реалиям дня, их способности адекватно реагировать на все коллизии в обществе, связанные с обострением криминогенной обстановки в последние годы. Ведь без надежной защиты прав, жизни и здоровья, имущественных интересов личности и государства, гарантий неотвратимости наказания за преступления нельзя помышлять о цивилизованном развитии любого общества.

 О пересмотре организационно-штатной структуры, совершенствовании нормативной базы и оптимизации деятельности органов внутренних дел говорилось давно. Однако любая программа требует не просто инициативы, но и всестороннего обеспечения. В результате жизнь как бы обогнала добрые в общем-то начинания, время было упущено. А потому права на раскачку, на ошибки нам просто не остается, если мы хотим кропотливо трудиться, наращивая усилия. Именно в этом ритме, именно с этих позиций и должен сегодня работать и оценивать свой вклад в общее дело каждый из нас.О комплексе первоочередных задач Чтобы избежать ошибок, прежде всего, важно четко определить весь комплекс первоочередных задач на ближайшую перспективу. Теперь ориентиры известны.

Необходимо постоянно помнить и учитывать главное обстоятельство: все последние новации определены интересами граждан. Возвращение доверия населения к милиции - задача политическая.

Новая структура органов внутренних дел и внутренних войск позволит нам более полно сосредоточить основные усилия именно на обеспечении общественной безопасности, защите институтов общества и собственности за счет повышения эффективности работы органов внутренних дел. Изменение критериев оценки этой деятельности, позволившее теперь учитывать степень доверия граждан к милиции в целом, - хотя и первый, но действенный шаг на верном пути.

Особую важность сегодня приобретает участие милиции в решении различных социальных проблем, которые нередко выходят за рамки в деятельности органов внутренних дел. В частности, в сфере борьбы с наркоманией, детской беспризорностью, безработицей.

Общеизвестно, что без решения социальных вопросов невозможно справиться с преступностью. Причем при решении многих проблем, особенно влияющих на рост преступности, работники органов правопорядка должны выступать координаторами усилий государственных учреждений, местных властей, предпринимательских структур, частных лиц.

Правы и те, кто предлагает повысить открытость и отчетность милиции перед обществом. Речь о той прозрачности правоохранительной деятельности, к которой призывает нас Президент России. Например, почему бы нам не иметь открытый, а не засекреченный бюджет, чтобы люди знали, как расходуются их налоги в системе правоохраны? Ведь общественная безопасность - не узковедомственная задача, а общенациональная цель.

Сейчас разрабатывается Концепция общественной безопасности, которая, надеюсь, и станет на долгие годы основой деятельности милиции. Именно о таких - долгосрочных - программах надо помышлять, чтобы преодолеть в себе психологию временщика, настроиться должным образом на серьезную государственную работу.Вооружившись Концепцией, необходимо выработать конкретные формы ее практического применения. Посмотреть, какие результаты приносят программы, реализованные в рамках этой Концепции в том или ином регионе. Если потребуется, внести какие-то коррективы и лишь затем распространять опыт широко.

Короче говоря, надо действовать избирательно, взвешенно и осознанно.Другая важная составляющая реформирования системы МВД России - профилактика преступности, которая в последние годы незаслуженно забыта. Важно направлять усилия не только на осуществление принципа неотвратимости наказания, но и на предупреждение возможных преступлений.

Вот почему необходимо, на мой взгляд, усилить наиболее мобильные в тактическом плане подразделения общественной безопасности - патрульно-постовую и службу участковых уполномоченных.

От слов давно пора переходить к делу: еще в марте был подписан приказ, по которому участковые по званиям и должностям приравнены к оперативным работникам. Задались ли руководители на местах вопросом о соответствии нового статуса и окладов подчиненных тому уровню интенсивности труда, который затребован временем?

Мы привыкли к американским фильмам, в которых воспринимаем образ шерифа как защитника обиженных граждан, и совсем забыли, что когда-то и у нас были, а точнее, и остаются свои литературные и киногерои - участковый Анискин, Жеглов, Шарапов, комиссар Кондратьев, яркий персонаж телесериала "Рожденная революцией". К ним люди шли со всеми своими бедами и всегда встречали участие и помощь. Не говорю, что вообще оскудела Русь на таких сотрудников, и все же профессионализм, верность долгу важно вновь поставить во главу угла при аттестации личного состава в наших коллективах.

Сегодня мы убеждаемся в том, что проблемы, с которыми сталкиваются наши коллеги из различных государств, во многом одинаковы. В частности, и в США, и в Канаде, и в Великобритании большое внимание уделяется взаимодействию с населением.Изучая их учебные программы, мы стараемся сделать так, чтобы уровень подготовки российских милиционеров в средних и высших учебных заведениях соответствовал мировым стандартам. Стоит поучиться оперативному и широкому внедрению передового опыта, сугубо практической направленности научных исследований.

К сожалению, зачастую замечательные методики, выдержавшие испытание практикой, остаются достоянием какого-то одного подразделения. Готовить кадры, способные работать в новых условиях, значит обеспечить преемственность новых традиций.

Забегая вперед, хочу воздать должное всем своим единомышленникам, руководителям и личному составу подразделений, чей труд в короткие сроки заложил прочные основы реформирования МВД России. Прежде всего, отмечу своевременное кадровое обеспечение начатых процессов. Поддержка Президента страны, Кабинета министров оказалась весьма кстати и ощущается на всех этапах созидательного труда. Вместе с тем она накладывает особую ответственность на исполнителей новаторских решений, предполагает конкретный спрос за кредит доверия, конечный результат совместных усилий. Об этом забывать нельзя.

Прежде чем продолжать движение вперед, приумножая достигнутое, необходимо подвести итоги первого этапа. Что уже сделано, какие трудности сопутствовали работе, где мы ошиблись и сколько еще предстоит свершений на пути к цели - не ответив на эти вопросы, трудно ставить задачи на перспективу. Не секрет, зная конкретные рубежи, легче было выбирать пути их достижения. Слияние нескольких родственных по служебному предназначению управлений, переподчинение ведущих оперативных служб под единое начало позволили не только сэкономить значительные средства. Первые результаты убеждают в оптимальности реформирования, рациональности применения сил и средств. Во многом успех предопределил сам механизм реализации намеченного.Вовсе не случайно, как все заметили, документы по реформированию МВД России и его подразделений выходят в форме президентских указов, изменений к ранее утвержденным указам, а также в виде изменений и дополнений к распоряжениям Правительства. Ведь реформа системы нашего министерства есть логическое продолжение и развитие идеи Президента России о сильной, гибкой, а главное - действующей вертикали федеральной власти. Укрепление этой вертикали в системе правоохранительной деятельности государства - тоже веление времени, важная составляющая общегосударственной программы.

Впереди нас ждет не менее ответственная и серьезная работа. Постоянно ведется поиск наиболее эффективных путей разграничения полномочий центра и власти на местах в управлении деятельностью органов внутренних дел. Очевидно, что многие вопросы ведомства надо решать на законодательном уровне.О кадровой политикеКазалось бы, неплохим подспорьем в кадровой политике могло стать внесение дополнений и изменений в Закон "О милиции", согласно которым отпадала необходимость согласования кандидатур первых лиц МВД, ГУВД, УВД с руководителями субъектов Российской Федерации. Новые положения, уже было поддержанные Государственной Думой в первом чтении, напомню, оставляли за главами администраций влияние на подразделения милиции общественной безопасности.

Однако нельзя не поддержать решение Совета Федерации, члены которого справедливо согласились, после жарких дебатов, назначать и отстранять от должности руководителей региональных МВД, ГУВД, УВД Указом Президента России по представлению министра внутренних дел Российской Федерации, но обязательно после предварительной консультации с главами администраций республик, краев, областей, округов. Верность такой установки трудно оспорить. Она логично дополняет концепцию укрепления вертикали федеральной власти. Да и без тесного и постоянного взаимодействия с местной властью нам трудно вести борьбу с преступностью, организовывать правовое воспитание граждан и пр. Подчеркну только, что в любом случае эти новации полностью могут быть претворены в жизнь после того, как в МВД России будет воспроизведена структура федеральных округов. В каждом из них будут созданы главные управления, которые замкнут на себя управления в субъектах Федерации (МВД, ГУВД и УВД).

Существенный момент - оптимизация структурной организации службы криминальной милиции. Главная цель преобразований здесь, напомню, - исключение дублирующих структур и дублирования функций, концентрация сил и средств в интересах ее главного предназначения - повышения эффективности борьбы с преступностью.

Наряду с коллегами из ГУБОП сотрудники управлений по борьбе с экономическими преступлениями и уголовного розыска получили относительно большую самостоятельность в организации оперативного взаимодействия. Такое же по значимости положение, как и служба криминальной милиции, в новой структуре МВД заняла служба общественной безопасности. Это, не сомневаюсь, позволит изменить отношение к милиции со стороны населения, вернуть нам утраченное доверие.Даже скептики признали: положение дел изменилось к лучшему. От поиска путей реформирования теперь важно переходить к выбору механизма реализации на практике новых идей. Широкие возможности, например, открываются в организации оперативно-розыскной работы, во взаимодействии с ФСБ, ФСНП, СВР, ФПС, ГРУ и другими правоохранительными структурами.

В войсках тоже предстоят значительные организационно-штатные изменения. И их надо проводить так, чтобы в ходе реформирования не снизить боевую и мобилизационную готовность. Наоборот, ее предстоит наращивать и совершенствовать! Каждый командир должен лично заниматься подготовкой своих подчиненных. И это очень важно. Необходимо обеспечить именно личную ответственность офицеров за порученный участок работы.

План реформирования внутренних войск был обсужден, подписан и передан Президенту для принятия решения. В нем предполагается сокращение войск на 20 тысяч человек к 2003 году и еще на 17 тысяч - к 2005. Но это сокращение, еще раз повторяю, не должно повлиять на боевую готовность, ослабить наш потенциал. Сокращение должно сопровождаться улучшением организации служебно-боевой деятельности, материально-технического обеспечения войск. Я имею в виду и оснащение частей новой техникой, вооружением, и решение социальных вопросов, связанных, в том числе, с повышением денежного содержания.

С 1 июля 2002 года оклады военнослужащих и сотрудников милиции будут приравнены к окладам государственных служащих. Это будет значительное повышение и ему придается приоритетное значение, несмотря на очень непростую ситуацию с формированием бюджета будущего года. Президентом даны указания, чтобы денежное содержание было существенно увеличено именно в намеченные сроки. Нет сомнений в том, что это требование нами воспринимается как руководство к действию, и Министерство финансов и Правительство решат поставленную задачу.

Наверное, не без причины в народе говорят, что в последнее время работа многих государственных структур, в том числе и милиции, все чаще сопровождается такими негативными явлениями, как взятки и произвол.

Могу подтвердить, что коррупция и беспредел в органах внутренних дел - один из самых больных вопросов, стоящих на повестке дня. Решение его непросто, что, однако, вовсе не значит, что меры для искоренения этого зла не принимаются. Позиция здесь должна быть жесткой.

Лицам, дискредитировавшим себя, - не место в наших рядах.Мне известны причины и корни коррупции во всех случаях, установленных подразделениями собственной безопасности. Известны они и читателям. Это - тяжелая экономическая ситуация, неконтролируемый оборот крупных денежных сумм в "теневой" экономике плюс низкий уровень благосостояния народа. В планах Правительства - комплексное решение проблемы, включая ужесточение спроса прежде всего с тех, кто провоцирует мздоимство.

Свое веское слово в общем деле призваны сказать правоохранительные органы. Но без поддержки граждан милиция бессильна, о чем свидетельствует мировой опыт.

О Чечне

Особая тема, которую было бы нечестно обойти вниманием, - проведение контртеррористической операции в Чеченской Республике.

В составе Объединенной группировки наши силы составляют более половины ее численности. По окончании "войсковой" части центр тяжести контртеррористической операции переместился, по официальной версии, в сторону ФСБ, если говорить о спецоперациях и уничтожении лидеров бандформирований. Наши подразделения в этих мероприятиях тоже постоянно участвуют, но куда тяжелее повседневная служба на блокпостах, автодорогах!

Неоднократно выезжал на Северный Кавказ и всякий раз убеждался как в величии духа наших парней, так и в необходимости их пребывания сегодня в Чеченской Республике.Внутренние войска справляются с возложенными на них задачами.

Но что меня тревожит? Если сравнивать результаты проводимых операций по уничтожению боевиков с потерями личного состава, то цифры красноречиво говорят о том, что в некоторых округах мы еще недостаточно эффективно готовим личный состав к боевым действиям. А ведь именно это необходимо считать главной задачей полевых выходов, тренировок, учений и всей службы в целом. Мое требование однозначно: учебные занятия в местах постоянной дислокации, на полигонах и стрельбищах должны быть направлены на то, чтобы мы могли сохранить личный состав в реальном бою. А достижение такой цели вполне нам по силам, о чем свидетельствует практика передовых подразделений.

Есть такие сводные отряды управлений внутренних дел субъектов Федерации, которые за период контртеррористической операции вообще не понесли потерь. Например, взять посланцев Ростовской области - у них ни одного погибшего. Здесь я говорю об органах внутренних дел, не о войсках. Но если есть такие результаты, значит есть система, позволяющая их достичь! Это применимо и к внутренним войскам.Какие еще вопросы особо беспокоят? Это, прежде всего, небоевые потери, тяжелая ситуация с травматизмом.

Еще одна болевая точка - случаи самовольного оставления военнослужащими своих частей, особенно с оружием.Не могу не коснуться и такой серьезной проблемы, как работа с семьями погибших. Мы не имеем права забывать тех, кто отдал жизнь, выполняя боевые задачи. Да, мы не можем заменить в семьях отца, мужа, но мы можем помочь пережить трагедию. Это наш долг и обязанность. Я думаю, что не нужно призывать командиров проявлять тут понимание и чуткость. Это долг каждого из них.

Самое важное сегодня в Чечне - это наша работа по обеспечению перехода к мирной жизни. Кроме временных РОВД организовано более 80 поселковых отделений милиции. Важно, что к этой работе мы все шире привлекаем местных жителей, которым чеченцы больше доверяют. Сегодня в подразделениях УВД МВД России по Чеченской Республике работает около 6 тысяч человек. Теперь важно поднять действенность их службы, укрепить имидж среди земляков. "Милицейская" часть операции в ее нынешнем виде, скорее всего, будет завершена сразу же, как только с поддержанием правопорядка смогут справляться сами местные органы внутренних дел республики.

К тому времени будет снята с повестки дня и проблема нехватки личного состава в региональных ОВД, делегировавших своих сотрудников в Чечню.

Возвращаясь к основной теме разговора, вновь подчеркну: в результате всех реформ мы должны будем прийти к тем отношениям в обществе, когда граждане не будут боятся "человека с ружьем", а сами придут за помощью и советом, сами будут спешить поддержать стражей правопорядка в их нелегком труде.

На данном этапе наша задача - убедить работников милиции, от руководителей до патрульных милиционеров, в том, что развитие разнообразного сотрудничества с гражданами - это непременное условие улучшения криминогенной ситуации в обществе, качественного повышения эффективности работы милиции.Как тут не вспомнить старый лозунг: "Моя милиция меня бережет!"

Именно тогда, когда нам удастся восстановить доверие к человеку в форме, можно будет считать, что реформы удались. Не иначе.Давайте и впредь мерить свои дела этой строгой меркой. И тогда успех не заставит долго себя ждать.


Rambler's Top100