"В Правительстве должны в большей степени учитывать мнение Министерства сельского хозяйства – в том числе и потому, что на селе не срабатывают рецепты, привычные для министров финансово-экономического блока..."
Версия для печати

Прямая речь

Выступление Председателя Государственной Думы, Председателя партии «Единая Россия» Бориса Грызлова на расширенном заседании Высшего Совета

Уважаемые участники заседания Высшего Совета!

Уважаемые гости!

Сельское хозяйство в последние 15 лет подверглось исключительно тяжелым испытаниям и как отрасль производства, и как рынок, и как жизненная среда, жизненный уклад миллионов людей.

Агропромышленный комплекс оказался под тройным "прессом":

1) давления на российский рынок субсидированной зарубежной продукции;

2) недоступности ресурсов, необходимых для производства, при значительном снижении государственной поддержки;

3) диспаритета цен – опережающего роста цен на промышленные товары, сельхозтехнику, горючее по сравнению с ценами на сельскохозяйственные продукты.

К этому добавлялся диктат сельскохозяйственных оптовиков-посредников, фактически создавших ряд монополий, которые легко устанавливали заниженные цены закупок для крайне разрозненных и лишенных оборотных средств сельхозпроизводителей. Возникли административные и неформальные барьеры, которые затрудняли нормальный оборот продукции. В конечном счете, в проигрыше оказывался и потребитель.   

Несмотря на то, что после 1998 года серьезно повысилась конкурентоспособность российских производителей, основная масса дополнительной прибыли оказалась в руках оптового и, отчасти, розничного звена торговли и лишь в последнюю очередь – в руках сельхозпроизводителей. При этом диспаритет цен сохраняется, и за 2005 год он усилился – в значительной мере, из-за роста цен на горюче-смазочные материалы.

Можно выделить ряд основных проблем сельхозпроизводителей на сегодняшний день:

·        Для большинства хозяйств кредиты долгое время были недоступны или малодоступны из-за высокой процентной ставки. Недостаток "длинных" ресурсов для капитальных инвестиций стал хроническим. Сегодня мы можем сказать, что благодаря приоритетному национальному проекту, прямому участию Президента, эта проблема преодолевается – вчера принято решение о снижении процентных ставок Россельхозбанка. Но это не значит, что проблема снята.

·        Остается дорогой техника и технологии, позволяющие производить качественную продукцию с низкой себестоимостью. Не развивается отечественное сельскохозяйственное машиностроение.

·        Растут цены на минеральные удобрения, причем темпами, которые опережают инфляцию. Россия – крупнейший производитель минеральных удобрений, но 90 % их общего объема идет на экспорт. Там могут заплатить более высокую цену. В результате мы расплачиваемся сокращением пашни. Наш сельхозпроизводитель вообще не защищен в достаточной степени в международной конкуренции.

·        Нет инструмента выстраивания правильного соотношения цен между производителями, естественными монополиями, посредниками и конечными потребителями. В результате продукция дешево продается производителем и дорого достается конечным потребителям. Разницу забирают себе посредники, о чем только сейчас вспомнило Правительство при подготовке пакета антиинфляционных мер.

Очевидно, что потребности развития страны требуют выработки четких подходов к проведению сельскохозяйственной политики государства. Она должна проводиться в интересах как населения, так и сельскохозяйственной отрасли. А эта отрасль исключительно важна и перспективна с учетом объема ее ресурсов в масштабах страны.

Уверен, сегодня на селе никто не хочет жесткого госпланирования, никто не хочет нового варианта продразверстки – сами крестьяне этого не воспримут. От государства требуется внятность, четкость и последовательность в экономической политике, поддержка рыночными методами ценовых соотношений, что могло бы в перспективе – за 8 - 10 лет – привести к эффективному и устойчивому развитию производства в отрасли.

Первый и очень важный шаг в этом направлении уже сделан – приоритетный национальный проект в области сельского хозяйства выдвинут, обеспечен бюджетным финансированием и начал выполняться. Обозначены конкретные сроки и целевые показатели, выраженные в цифрах. И я убежден, что есть возможность не только выполнить, но и превзойти эти показатели.

Доказательством тому является ситуация с кредитованием сельхозпроизводителей в рамках проекта. Уже сейчас это направление получает дополнительное развитие. Позавчера Президент России, говоря об увеличении срока предоставления кредитов и о необходимости снижения ставки по ним, призвал регионы оказать помощь Россельхозбанку в развитии сети филиалов. Считаю, что это должно восприниматься региональными отделениями партии "Единая Россия" как прямое поручение.

Если мы претендуем на статус партии власти без кавычек, то должны внести определяющий вклад в решение этой конкретной задачи.  

Вчера на фракции мы обсуждали вопросы, связанные с другим приоритетным национальным проектом – в сфере ЖКХ. Мы констатировали, что необходимая законодательная база создана, и основные проблемы жилищно-коммунального сектора сегодня связаны с некачественной работой органов исполнительной власти в центре и на местах.

Сегодня, говоря о развитии сельского хозяйства, мы должны констатировать, что задача обновления не только правовой базы в целом, но и собственно законов, в этой сфере еще не решена. Фракции "Единая Россия" необходимо ускорить работу над пакетом законопроектов в сфере развития сельского хозяйства, о чем мы говорили на съезде в Красноярске. Для этого нам нужна более жесткая позиция в разговоре с Правительством. Думаю, что у нас есть все основания и аргументы, чтобы такую позицию занять.

В Правительстве должны в большей степени учитывать мнение Министерства сельского хозяйства – в том числе и потому, что на селе не срабатывают рецепты, привычные для министров финансово-экономического блока. Поэтому же, кстати, мы должны еще раз внимательно проанализировать возможные последствия вступления в ВТО. Если мы сейчас не можем конкурировать с импортной продукцией, которая в значительной степени субсидируется, то что будет после вступления в ВТО?

До рассмотрения бюджета 2007 года необходимо доработать и принять закон "О развитии сельского хозяйства", который должен закрепить как общие принципы аграрной политики государства, так и порядок их реализации.

Кроме того, есть ряд проблем, которые необходимо решить незамедлительно, с тем, чтобы 2006 год не стал годом аграрного провала. В частности, нужно обеспечить:

- достаточное финансирование пересева озимых на всех площадях, где они были утрачены;

- проведение мероприятий по защите от таких угроз, как "птичий грипп";

- возможности для сельхозпроизводителей приобретать технику по лизинговым схемам;

- остановку роста цен на горюче-смазочные материалы.

 

Уважаемые коллеги!

Для роста доходов на селе, для роста сельскохозяйственной отрасли необходима, прежде всего, целостная, внутренне непротиворечивая, и реально выполнимая программа.

Недостаточно просто упомянуть такую программу в федеральном законе. Это слишком серьезный вопрос, чтобы полностью отдавать его на откуп чиновникам. Роль депутатов при разработке программы может и должна быть определяющей. Тем более, что важнейшие направления нами уже сформулированы в решениях ноябрьского съезда партии.

Все члены и сторонники партии "Единая Россия" должны понимать, что приоритетные национальные проекты – не только перечень конкретных задач. Это новый подход к развитию страны, отвечающий современным условиям и направленный на повышение качества жизни людей, усиление роли нашей страны в мировой экономике и глобальной политике.

Спасибо за внимание.

 


Rambler's Top100