"Рост тарифов на услуги ЖКХ во многом вызван объективными причинами, такими как рост цен на энергоносители и имеющиеся инфляционные процессы..."
Версия для печати

Прямая речь

16 марта 2006 года Председатель Государственной Думы, Председатель партии "Единая Россия" Борис Грызлов выступил на заседании фракции "Единая Россия", посвященном проблеме роста тарифов в сфере ЖКХ.

Открывая заседание, Борис Грызлов сказал:

"Наша сегодняшняя встреча посвящена одной из самых острых проблем и для экономики, и для граждан страны – проблеме жилищно-коммунального хозяйства, в частности, проблеме роста тарифов в этой сфере.

Ситуация такова, что, несмотря на законодательные решения, принятые Государственной Думой, несмотря на заметное снижение темпов роста тарифов на услуги ЖКХ по сравнению с прошлым годом – мы наблюдаем высокую социальную напряженность.

Можно понять недовольство граждан, когда они видят новые цифры в квитанциях, но не видят изменения качества предоставляемых им услуг. И более того, не имеют никакой информации о том, когда и как будет повышаться это качество, и будет ли оно повышаться вообще.

Рост тарифов на услуги ЖКХ во многом вызван объективными причинами, такими как рост цен на энергоносители и имеющиеся инфляционные процессы. Тем не менее, мы вынуждены признать, что существуют и другие причины. И в первую очередь – отсутствие или недостаток подзаконных нормативных актов".

Борис Грызлов напомнил, что Государственная Дума приняла "жилищный пакет", Федеральный закон "О концессионных соглашениях", поправки, ограничивающие рост тарифов и платы населения за коммунальные услуги. Но положения федеральных законов не исполняются в полной мере, поскольку нет подзаконных актов.

"В частности, речь идет об отсутствии:

- основ ценообразования и правил регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,

- порядка установления нормативов потребления услуг,

- порядка осуществления государственного контроля за соблюдением предельных индексов изменения платы граждан – как за жилое помещение, так и за коммунальные услуги. 

Тем самым создаются условия для злоупотреблений региональных и муниципальных властей своими полномочиями по установлению тарифов и нормативов потребления.

Я обращаюсь к присутствующим здесь представителям федеральных органов исполнительной власти: нарушение всех разумных сроков при подготовке подзаконных актов становится системной проблемой – и не только в сфере ЖКХ. И чем хуже и медленнее работает, например, Министерство регионального развития, тем хуже и медленнее будут работать на местах.

Безусловно, разработка подзаконного акта – длительный и сложный процесс, требующий массы согласований. Но если от такой "неспешной" работы органов власти страдают граждане, причем страдают материально, то, значит, нужно что-то менять.

Мы не питаем иллюзий относительно ситуации в ЖКХ. Старение коммуникаций и износ оборудования, уже ставшее привычным низкое качество услуг, кадровые проблемы – все это нам известно, всем нашим депутатам.

Необходимо понимать, что проблемы ЖКХ будут в той или иной мере проявляться до тех пор, пока здесь отсутствует нормальная конкуренция. ЖКХ должно быть рыночной отраслью, а не пережитком советской плановой системы.

Повышение качества услуг через стимулирование конкуренции – основная цель реформы ЖКХ. Потенциально рынок ЖКХ, который оценивается экспертами почти в один триллион рублей в год, очень привлекателен для бизнеса. Но на практике этот потенциал пока не востребован".  

В этой связи Председатель Государственной Думы упомянул о примере Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, где зарубежная компания взяла на обслуживание порядка 100 домов и работает вполне успешно, в том числе используя новые технологии энергосбережения, прокладки коммуникаций. В итоге качеством предоставляемых коммунальных услуг удовлетворены 75 % жителей района, в то время как в среднем по городу – только 12 %.

"Почему такие примеры единичны? Да потому, что есть конкретные чиновники, в том числе и на федеральном уровне, которые просто не заинтересованы в изменении положения, в развитии конкурентной среды в сфере ЖКХ. Они заинтересованы в другом – в сохранении административных барьеров, которые, во-первых, создают возможности для коррупции, а во-вторых, позволяют им вообще не работать. Создается впечатление, что результаты работы Министерства регионального развития пока отвечают интересам именно этих чиновников.

Конечно, развитие конкурентных отношений в сфере ЖКХ вряд ли приведет к резкому снижению цен для граждан, но, по крайней мере, будут созданы условия для повышения качества услуг. Люди будут видеть, за что они платят, и если цена выше – понимать, почему они платят больше.

Если граждане получат реальную возможность выбора между поставщиками коммунальных услуг, то у них появится собственный эффективный рычаг воздействия на предприятия системы ЖКХ. Пока же рядовой потребитель ставится перед фактом повышения платы без повышения качества, и повлиять на эту ситуацию практически не может.

Кроме того, развитие конкурентных отношений позволит активнее внедрять новые технологии в сфере ЖКХ. Такие разработки есть – и отечественные и зарубежные, однако нет достаточных стимулов для их широкого применения. Казалось бы, одна из тем встречи "большой восьмерки" в этом году – энергоэффективность – могла бы побудить исполнительную власть уделять большее внимание вопросам инноваций в целях энергосбережения, в том числе в ЖКХ. Но пока мы этого абсолютно не видим.

Конкуренция и адресность – важные составляющие в борьбе с коррупцией, которая не обошла стороной наше жилищно-коммунальное хозяйство.

Что касается адресности. Мы исходим из того, что нужна 100-процентная оплата услуг ЖКХ. Но 100 процентов из своего кармана должны платить лишь те, кто платить может. Малоимущие имеют право на материальную поддержку, рост цен вообще не должен их затрагивать.

Доля оплаты услуг ЖКХ не может превышать 22-ух процентов от совокупного дохода семьи. Это правило установлено Жилищным кодексом, а сам процент – постановлением Правительства.

Нужно стимулировать региональные и местные власти к созданию эффективной системы мониторинга и адресной выплаты субсидий. Для финансирования субсидий в 2006 году предусмотрено почти 60 миллиардов рублей из федерального бюджета. Но на местах до сих пор не отлажена система выплаты субсидий, и в результате механизм не работает в полном объеме. Государственные деньги выделяются, но до граждан они не доходят. Полагаю, что эта ситуация может стать предметом разбирательства Счетной палаты. Уже сейчас, не дожидаясь конца года.

Одновременно со стимулированием развития конкуренции необходимо, чтобы бюджетные деньги не уходили в песок. А на жилищно-коммунальное хозяйство в этом году в федеральном бюджете выделено 39 миллиардов рублей.   

Особая тема для разговора – обеспечение граждан жильем. Надеюсь, что ситуация здесь будет последовательно улучшаться. Этому будет способствовать "жилищный пакет" законов, принятых Государственной Думой четвертого созыва, этому будет способствовать приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье – гражданам России". Тем не менее, уже первые шаги по реализации этого национального проекта выявили ряд трудностей, которые могут быть преодолены только при самом тесном взаимодействии всех ветвей власти. Например, это проблема обеспечения прозрачности принятия решений о предоставлении земельных участков под жилищное строительство.     

Таким образом, вопросов для обсуждения на сегодняшней встрече у нас достаточно. Рассчитываю на предметный, заинтересованный и конструктивный диалог, который поможет всем нам в дальнейшей работе".

 


Rambler's Top100