Версия для печати

Прямая речь

Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации Бориса Грызлова на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Вопрос, который сегодня поставлен в рамках «правительственного часа», безусловно, чрезвычайно актуален. Несомненно, в настоящее время российское общество находится в состоянии обвального роста незаконного оборота наркотиков. На состоявшемся заседании Совета безопасности Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин охарактеризовал наркоситуацию как угрозу национальной безопасности страны. Поэтому сейчас необходимо действительно вести речь о том, чтобы попытаться стабилизировать наркоситуацию в том виде, в котором она сейчас находится, именно стабилизировать. Хотелось бы ознакомить вас с той ситуацией, которую мы хотим стабилизировать, хотя, безусловно, вы достаточно много о ней знаете.

 

Сегодня у нас в стране зарегистрирована 451 тысяча больных наркоманией, но, по оценкам экспертов, реальное количество граждан России, которые употребляют наркотики, составляет примерно 3 миллиона человек. Если бы эти 3 миллиона человек объединились и в 1999 году проголосовали за своего кандидата, то здесь, в Думе, была бы создана депутатская фракция наркоманов, потому что они сумели бы преодолеть 5-процентный рубеж. Я хочу заострить именно ваше внимание, депутаты, на этих катастрофических цифрах.

 

Сегодня Россия стала лакомым кусочком для наркобаронов. Россия является не только территорией, на которой происходит потребление наркотиков, но и территорией, через которую проходят наркотрафики. Опять же по экспертным оценкам, но они достаточно точные, объем наркотиков, которые потребляются в нашей стране, в стоимостном выражении составляет около 30 миллиардов рублей в год. Ситуация такова, что границы нашей страны с юга практически открыты для проникновения наркотиков. Известно, что наиболее распространено производство и в последующем продавливание наркотиков на территорию Таджикистана, далее Казахстана и далее России в Афганистане.

 

Оттуда продавливается в год до 300 тонн наркотиков. Общее производство наркотиков в Афганистане в год в переводе на героин составляет примерно 1100 тонн. На границе удается задерживать около 5 процентов продавливаемых наркотиков. В прошлом году органами внутренних дел в целом по России было изъято около 50 тонн наркотиков, что составляет около 300 миллионов доз, но около 2 миллиардов доз дошло до наркоманов.

 

К сожалению, прогноз развития ситуации на будущее пока еще является неблагоприятным. Однако нельзя сказать, что государство не замечало этой проблемы ранее. В последние годы в стране происходит осознание реальности угрозы массовой наркотизации населения. На государственном, региональном и муниципальном уровнях стали более активно приниматься меры по противодействию распространению наркотиков и по профилактике наркомании. В основном была сформирована соответствующая правовая база. Начиная с 1995 года Правительством стали приниматься комплексные программы по борьбе с наркотиками.

 

Однако первая программа - на 1995-1997 годы - не финансировалась целевым образом, а финансировалась только за счет текущей деятельности ведомств.

 

Программа на 1999-2001 годы начала финансироваться только в 2000 году, причем в декабре. Но в 2001 году она финансируется полностью. В ряде регионов нашей страны приняты свои комплексные программы по борьбе со злоупотреблением наркотиками. Есть регионы, которые сегодня можно выделить как регионы, в которых эта работа поставлена хорошо и есть результаты. Это Ханты-Мансийский автономный округ, Татарстан, это Самарская область.

 

Участие России в международных конвенциях в области контроля за наркотиками и заключение более 30 межправительственных соглашений о сотрудничестве в этой сфере позволили повысить уровень транснационального антинаркотического сотрудничества. МВД России в текущем году сумело за счет перераспределения своей численности увеличить подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 1367 штатных единиц. Принимаются меры по улучшению технической оснащенности этих подразделений. Это позволило органам внутренних дел в текущем году выявить более 190 тысяч наркопреступлений, из них свыше 7 тысяч совершенных группой лиц по предварительному сговору, и около 3 тысяч - организованными наркогруппировками. У преступников изъято около 30 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Описано денег и ценностей, нажитых преступным путем, на сумму около 150 миллионов рублей.

 

Но принимаемые сегодня меры явно неадекватны сложившейся ситуации. Наиболее слабым звеном в борьбе с распространением наркомании по-прежнему остается профилактическая работа. Система выявления потребителей наркотиков на ранней стадии практически отсутствует. Существовавшие в нашей стране детские и молодежные общественные организации, военно-спортивные клубы и игры практически ушли в историю. Серьезно подорвана система организации летнего досуга детей и подростков. Забыта практика организации работы с подрастающим поколением по месту жительства, во дворах.

 

Государственная наркологическая служба не справляется в полном объеме с лечением больных наркоманией и их реабилитацией. В результате появляются десятки частных клиник, которые в большинстве своем, рекламируя полное излечение пациентов, ограничиваются ихдетоксикацией, то есть занимаются зарабатыванием быстрых денег на чужой беде. Средства массовой информации ведут широкую систематическую пропаганду пива, а вот видеороликов антинаркотической направленности, пропаганды здорового образа жизни мы на экранах телевидения практически не видим.

 

Однако меры профилактического характера эффективны только лишь в сочетании с силовыми действиями по пресечению потока наркотиков. В частности, усилия по перекрытию границ с этой целью явно не соответствуют масштабам наркоэкспансии. Практика применения уголовно-правовых мер воздействия к лицам, совершившим преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, не соответствует повышенной общественной опасности этих правонарушений. В 1998-2000 годах из общего числа осужденных за совершение наркопреступлений около половины приговорены к наказаниям, не связанным с лишением свободы. В прошлом году к максимальному наказанию за совершение тяжких преступлений осуждены лишь 0,5 процента от общего количества лиц данной категории. Суды недостаточно используют возможность конфискации имущества виновных как средство подрыва экономической базы наркопреступности. В 2000 году из более, чем 27 тысяч осужденных по соответствующим статьям, предусматривающим возможность конфискации имущества, только в отношении 11 процентов суд применил указанный вид дополнительного наказания, то есть конфискацию имущества.

 

В стране имеется масса научных разработок и уже готовых образцов технических средств, которые необходимы для борьбы с наркобизнесом и наркоманией: это приборы обнаружения наркотиков по микрочастицам, приборы, работающие на одорологическом принципе. Разработаны соответствующие компьютерные программы, с помощью которых на границах возможно отслеживать передвижение наркоторговцев и перевозку грузов на наркоопасных направлениях. Но, к сожалению, у практических работников эти технические средства отсутствуют.

 

Результаты правоохранительной деятельности были бы намного выше, если бы планируемые и проводимые мероприятия надлежащим образом обеспечивались ресурсно. Я уже говорил о том, что в этом году в МВД мы смогли увеличить службу по борьбе с наркотиками более чем на 1 тысячу штатных единиц и она сегодня составляет 7630 сотрудников. Вместе с тем более чем в тысяче горрайорганов такие работники пока вообще отсутствуют. Для информации: в США в год на борьбу с наркоманией бюджет выделяет около 19 миллиардов долларов.

 

Только в Нью-Йорке штатный состав службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков составляет 1,5 тысячи человек.

 

Сегодня стало очевидным, что назрела необходимость принятия комплекса неотложных эффективных мер противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, корректировки единой государственной политики в этой области с учетом складывающихся обстоятельств и реалий времени. В связи с этим Правительством разработана Федеральная целевая программа по комплексным мерам противодействия злоупотреблению наркотиками. Эта программа разработана на три года вперед, на 2002-2004 годы. Остановлюсь на приоритетах этой программы. Прежде всего ее острие направлено на профилактику наркомании, то есть на сокращение спроса на наркотики.

 

Сегодня назрела необходимость решить вопрос о полной диспансеризации школьников и молодежи призывного возраста. Да, это вопрос проблемный, но в сложившейся ситуации, не решив его, мы потеряем наше будущее.

 

В рамках намеченных мер предусматривается в короткие сроки сформировать окружные координационные антинаркотические органы, поднять роль субъектов Федерации, муниципальных образований, привлечь к работе общественные неправительственные организации и религиозные конфессии, развивать культурно-досуговую деятельность и физкультурно-оздоровительную работу по месту жительства детей, подростков и молодежи. Необходимо разработать систему антинаркотической пропаганды и при необходимости инициировать внесение соответствующих дополнений и изменений в действующее законодательство.

 

Во-вторых, необходимы ужесточение законодательства и совершенствование нормативной базы по антинаркотической деятельности, полный запрет на незаконные действия, связанные с наркотиками, в Российской Федерации. Это не наша личная инициатива или прихоть, а четкое выполнение требований конвенций ООН 1961, 1971 и 1988 годов. Кроме того, это продиктовано сложившейся в последние десятилетия наркоситуацией в стране. В то же время очевидно, что законодательная база отстает в своем развитии от стремительно осложняющейся обстановки в этой сфере. Уголовное и административное законодательство, на наш взгляд, должно удерживать людей от совершения правонарушений, связанных с наркотиками и их потреблением, а больных наркоманией - заставлять лечиться.

 

Этому же будет способствовать введение административной ответственности за потребление наркотиков, что устранит правовую коллизию в действующем законодательстве. Статья 40 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» налагает полный запрет на их потребление, а ответственность за такие противоправные действия до настоящего времени не установлена. Что же касается тяжких и особо тяжких преступлений, то здесь требуется дифференциация санкций в отношении преступников, занимающихся контрабандой и торговлей наркотическими средствами, в сторону их ужесточения. О правильности такого подхода свидетельствует и международный опыт.

 

В-третьих, необходимы развитие науки и внедрение новых технологий в борьбе с наркобизнесом и наркоманией. Мы по сей день не имеем научного учреждения федерального уровня, которое могло бы осуществлять ежегодный мониторинг наркоситуации в России. Не создана научно обоснованная система картирования дикорастущих наркосодержаших растений и выявления незаконных посевов. Крайне важно обеспечить внедрение в практику новых технических средств по обнаружению наркотиков и лечению наркомании.

 

В-четвертых, необходимо более эффективно использовать возможности международного сотрудничества. Необходимо поступательно вести линию на конкретную реализацию планов мирового сообщества по созданию вокруг Афганистана пояса безопасности, активно использовать при этом возможности управления ООН по контролю за наркотиками, всемерно развивать взаимодействие в борьбе с наркоугрозой в рамках Содружества Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества, завершить работу по интеграции России в программы ООН, в частности, вхождение в клуб доноров, в программы по международному контролю над наркотиками. Такое решение недавно было принято Правительством Российской Федерации.

 

В-пятых, решение обозначенных проблем невозможно без надлежащего ресурсного обеспечения. И здесь видятся два важнейших направления. Первое - приоритетное финансирование профилактических мероприятий, организация реабилитационных центров, издание учебно-методической и просветительской литературы, развитие антинаркотической пропаганды и предупредительной работы в школах. Второе - увеличение численности и улучшение материально-технического обеспечения подразделений правоохранительных органов, осуществляющих непосредственную борьбу с наркопреступностью.

 

К сожалению, тех средств, которые предусмотрены проектом Федеральной целевой программы на 2002-2004 годы, в размере 1361 миллиона рублей на три года, явно недостаточно. Этих средств требуется в несколько раз больше, и они нужны именно сейчас. Компенсировать их отсутствие, ну, можно попробовать, только сложив усилия всех органов власти, всех общественных организаций, как говорят, навалиться на проблему всем миром.

 

Иначе в ближайшей перспективе будущему поколению для решения этой проблемы придется платить гораздо больше.


Rambler's Top100