"Мы с вами остались рядом, в одном прекрасном, но и непростом регионе современного мира. Мы с вами хорошо осознаем, насколько нужны друг другу. Насколько серьезен масштаб задач, которые необходимо решать"...
Версия для печати

Прямая речь

Выступление Председателя Госдумы Б.В.Грызлова на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан (14 февраля)

Уважаемый Эркин Хамдамович!

Дорогие друзья и коллеги!

Нам, парламентариям, нередко приходится совершать самые разнообразные международные поездки, встречаться с сотнями людей, произносить приветственные речи. К сожалению, самые высокие слова утрачивают свой глубокий смысл, когда их произносишь часто.

Тем важнее для нас находиться здесь, в Ташкенте. И, обращаясь к вам, как к друзьям – друзьям нашего парламента, друзьям российского народа, союзникам России – понимать, что не просто произносишь приветственную речь, что говоришь не слова по протоколу, а слова, которые хочется произнести от всего сердца. Ведь наша дружба, наше взаимопонимание прошли проверку десятилетиями жизни в общем государстве.

Сейчас еще приходится нередко встречаться с людьми, которые помнят гостеприимство узбекского народа в годы Великой Отечественной войны, которые пережили у вас самые трудные времена. И не просто пережили – трудились вместе с жителями вашей республики на тех предприятиях, без вклада которых не было бы нашей общей Победы. Хочется еще раз поблагодарить этих людей, хочется еще раз поблагодарить проживающих в Узбекистане ветеранов.

У меня могут спросить: почему я начал свое выступление с обращения к событиям 60-летней давности, а не со слов о нашем нынешнем сотрудничестве. Но, по-моему, без прочного фундамента не может быть устойчивого дома. Это, безусловно, хорошо понимают ташкентцы старшего поколения, еще помнящие, как вся большая страна восстанавливала их разрушенный неумолимой стихией город. И даже сегодня, когда едешь по Ташкенту и тебе говорят, что вот эти дома строили москвичи, а вот эти – ленинградцы, а тут работали бригады из Самарканда, то хочешь сказать в ответ: это и наш любимый город, в нем есть частица нашего труда, его строили наши земляки, родственники, друзья, и он нам всё также дорог.

Когда не стало большой страны, в которой все мы с вами жили, перед нами возникли совершенно новые задачи, о которых раньше не приходилось задумываться. И мы стали ставить друг перед другом – и перед самими собой, разумеется, – новые и новые вопросы, ответы на которые должны были помочь нам преодолеть возникшие проблемы, сохранить то лучшее, что было и установить новый климат в двустороннем сотрудничестве. Мы жили одной семьей, а должны ли теперь чувствовать себя чужими друг для друга? И как можно чувствовать себя чужими, чуждыми, если чувство взаимной близости, уважения, притяжения у наших народов не ослабло? А если мы не чужие – и хорошо понимаем это – то, какими должны быть отношения между двумя самостоятельными странами, приступившими к построению собственных государственных структур, экономическим и социальным преобразованиям?

Уважаемые коллеги!

Скажу вам сразу – это были непростые вопросы. И непросто было на них ответить. Потому что опыта таких отношений у нас с вами еще не было. Да, конечно, распадались разные страны. Но у народов, населявших эти страны, нередко возникало чувство взаимного отчуждения, даже неприязни. Они всё должны были начинать сначала, с чистого листа. А в нашем с вами случае ничего подобного не было. Чувство взаимной привязанности, симпатии, дружбы между российским и узбекским народами сохранялось все эти годы.

А ведь такое отношение, безусловно, помогает формированию дружественных, равноправных связей и между государствами.

Но и упрощать ситуацию тоже не следует. Государства начинают строительство отношений с того, что внимательно присматриваются друг к другу – особенно государства, которые еще недавно были частями единого Советского Союза. И, конечно же, были разные варианты формирования наших отношений, было желание понять не только то, насколько мы близки друг другу, но и то, насколько можем быть друг другу полезны в новых условиях. А на этот вопрос можно было ответить лишь со временем.

Сегодня многое стало гораздо очевиднее, чем в начале пути. Мы с вами остались рядом, в одном прекрасном, но и непростом регионе современного мира. Мы с вами хорошо осознаем, насколько нужны друг другу. Насколько серьезен масштаб задач, которые необходимо решать. Насколько важно их решение для граждан наших стран. У нас общие и близкие подходы относительно многих проблем регионального сотрудничества, обеспечения безопасности, участия в международных организациях. У наших стран интересные планы на будущее – причем это касается и политического сотрудничества, и экономики, и социальной сферы. И, конечно, парламенты Российской Федерации и Республики Узбекистан должны сыграть самую серьезную роль для воплощения этих планов в реальность. Мы ведь с вами, дорогие друзья, не мечтатели. Мы – законодатели. А от законодателей многое зависит.

Тем более в новых условиях развития отношений между Россией и Узбекистаном. Эти новые условия тоже возникли не за один день. Наши страны, их руководители приложили немало усилий для выработки такой модели взаимодействия, которая была бы не просто зафиксирована на бумаге, но и обеспечивала бы реальное продвижение вперед, подчеркнула бы новое качество наших связей, их эффективность, их направленность в будущее.

Союзнические отношения, в которые переросло наше стратегическое партнерство – емкая и точная формула, которая отражает реальное содержание наших взаимоотношений, еще раз подтвержденное в ходе недавнего визита Президента Республики Узбекистан в Российскую Федерацию. Но если мы с вами говорим о стратегическом партнерстве, то это означает, что должна быть наработана соответствующая правовая база для таких отношений.

Сделано многое, но далеко не всё для сближения наших стран и народов, для преодоления различных бюрократических барьеров, которые могут мешать предпринимательской инициативе, передвижению граждан, культурным и научным связям.

Есть особо важная тема в наших отношениях – это общее участие в интеграционных усилиях на постсоветском пространстве, направленных на взаимовыгодное и равноправное сотрудничество.

Ислам Абдуганиевич Каримов, говоря о причинах вступления Узбекистана в Евразийское экономическое сообщество, назвал одной из главных задачу по реализации масштабных экономических, коммуникационных, гуманитарных проектов.

Депутаты Государственной Думы приветствовали вступление Республики Узбекистан в Евразийское экономическое сообщество. Наш энтузиазм связан с целым рядом причин. Мы совершенно уверены, что только экономическая интеграция поможет нам стать достойными конкурентами на мировом рынке.

Это даже не просто интеграция – это восстановление всего того хорошего, доброго, незабываемого, что между нами уже было.

Европейцам, наверное, было непросто, когда они создавали собственное объединение "Евросоюз" – сказывались столетия войн, взаимных подозрений, стереотипов. И все же им удалось создать организацию, которая стала важным экономическим партнером в том числе и для наших стран. Так неужели мы между своими – без всего этого негативного исторического наследия, без настороженного отношения друг к другу – не договоримся? Конечно, договоримся! И работа в рамках Евразийского экономического сообщества об этом свидетельствует. Мы с вами сможем работать в эффективно действующей зоне свободной торговли, в рамках Таможенного Союза, что позволит экономикам Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана развиваться как единому мощному организму.

Сейчас мы просто начинаем работать на благо наших стран – стран, в которых люди хорошо знают и уважают друг друга. И эта работа не может быть плодотворной без нашего с вами вклада – вклада парламентариев. С самого начала функционирования Евразийского экономического сообщества была признана необходимость создания Межпарламентской ассамблеи нашего интеграционного объединения. Ведь подлинная интеграция в экономике невозможна без постоянного мониторинга законодательства, его унификации, преодоления барьеров, возникающих на пути сотрудничества.

Кроме того, необходимо помнить, что мы, законодатели, имеем бесценную возможность общения с нашими согражданами. Вы знаете, сами сталкивались на всех встречах – о чем бы ни шла речь – избиратели всегда интересуются, как проходит сближение между соседними странами, чутко реагируют на наши усилия.

Я рад тому, что теперь, с присоединением к Евразийскому экономическому сообществу Республики Узбекистан вы, дорогие друзья и коллеги, получите возможность вместе с нами участвовать в работе нашей Межпарламентской ассамблеи. В качестве председателя Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества хочу, дорогие друзья, пригласить вас в наш общий дом.

Но, конечно, плодотворное экономическое сотрудничество невозможно без обеспечения безопасности в регионе. И Россия, и Узбекистан столкнулись с проблемой терроризма. Причем терроризма не точечного, не эпизодического, а стремящегося дестабилизировать целые регионы наших стран, принести горе в сотни семей, создать у людей неверие в завтрашний день, в способность государства защитить их. Мы можем сказать сегодня вместе, что дали достойный отпор подобным попыткам. Не дали себя запугать. Сохранили у наших граждан уверенность в том, что террор может быть остановлен. Хочется сегодня выразить соболезнования гражданам наших стран, потерявших близких в этой схватке со злом. И поблагодарить всех тех, кто боролся и продолжает бороться с главной опасностью XXI века.

В нашей с вами победе, дорогие друзья, мы не сомневаемся. Но для того, чтобы обеспечить эту победу, нужно и более эффективное взаимодействие. Оно уже достигается на самых разных уровнях. Это и двусторонние связи. И работа в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

На этом хочу остановиться подробнее, потому что мы с вами создали важный и до конца еще неоцененный прецедент в международных отношениях. И многим нашим соседям в разных регионах, на разных континентах стоило бы к этому прецеденту присмотреться внимательнее. Задумаемся: впервые в истории удалось создать эффективный механизм взаимодействия Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.

Помните – еще десятилетие назад находились специалисты, которые предсказывали конфликты между нашими странами, выискивали в учебниках истории забытые страницы, которые должны были подтвердить правильность их сомнительных теорий. Так и хотелось сказать этим господам: да перестаньте вы, наконец, мыслить категориями средневековья! Может быть, у вас политика так и выглядит. А здесь живут вполне современные люди, которые хотят сотрудничать, развивать экономику, культурные связи, добиваться максимальной безопасности на своих рубежах. И если вам так уж необходима тема для очередного исследования – то поинтересуйтесь лучше тем, что удалось сделать в рамках Шанхайской организации сотрудничества!

Ведь это не просто меры по обеспечению доверия на границах. Это стремление к построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка. Порядка не для избранных стран, а для всех жителей нашего многополярного мира. Это и общее сотрудничество в сферах безопасности, экономики, энергетики – всего того, что может принести процветание нашим странам.

А теперь давайте-ка посчитаем, какое количество людей охватывает такая интеграция. Ну, это и без калькулятора можно сказать: улучшится жизнь сотен миллионов. Немало, правда? А ведь наблюдателями в Шанхайской организации сотрудничества уже стали такие страны, как Индия, Иран, Монголия и Пакистан. И мы ценим международный интерес к нашим усилиям. Мы считаем, что чем больше заинтересованных стран будет осознавать важность создания в регионе эффективной структуры обеспечения безопасности, тем более удачными будут результаты наших усилий. Мы уверены, что у Шанхайской организации сотрудничества большое будущее. И в ходе общения с нашими партнерами по ШОС мы неизменно встречаемся с поддержкой этой нашей позиции – и в Пекине, и в Астане, и в Бишкеке, и в Душанбе, и конечно же, здесь, в Ташкенте. В мае этого года в Москве планируется первая встреча председателей парламентов стран – участников ШОС. Думаю, нам будет что обсудить.

Конечно, нужно рассчитывать и на новые формы интеграции в сфере безопасности. Тем более, что нам с вами совершенно не нужно изобретать велосипед. Уже существуют организации, нуждающиеся в том, чтобы их деятельность была активизирована, поддержана новыми участниками и партнерами. В мае 1992 года Россия и Узбекистан были в числе стран, подписавших Договор о коллективной безопасности. Сегодня Узбекистан не участвует в работе Организации Договора о коллективной безопасности.

Сразу скажу – мы прекрасно понимаем причины, которые заставили вас приостановить участие в Договоре. Мы и сами хотели бы, чтобы ОДКБ стала более эффективной, более действенной, более оперативно реагирующей на проблемы стран-участниц. Но всего этого можно добиться только общими усилиями. Выскажу свое мнение: без участия Узбекистана безопасность региона, да и всего постсоветского пространства полноценной не выглядит. Ведь только вместе мы можем остановить террористов на границах наших стран, поставить надежный заслон наркотрафику, создать структуры, которые могли бы не только бороться с угрозами, но и предвидеть их. И предотвращать, как говорится, в зародыше.

Так что нам стоит еще не раз подумать о совместных усилиях. Это касается и интенсификации деятельности тех структур, в которых мы находимся с вами вместе. Например, нужно многое сделать для того, чтобы придать новое качество самому существованию Содружества независимых государств. В ходе его существования было выработано и подписано немало важных документов, содействующих политическому и экономическому развитию стран-участниц, свободному передвижению людей и товаров, сохранению нашего общего исторического и культурного наследия, поддержанию соответствующих мер безопасности на территории СНГ. Но всегда наблюдалось и определенное различие в подходах, нередко и несовпадение интересов. Что ж, таковы реалии нашего сотрудничества. Но не отказываться же от него из-за этого?

Здесь также необходим поиск не только компромиссов, но и устраивающей каждого участника Содружества модели существования с другими странами. И, конечно, мы с вами не должны поступаться наработанным уровнем интеграции ради желания некоторых политиков заявить о себе в совсем других интеграционных клубах. Клубах, в которых новичков не ждут. Но всячески поощряют их на громкие речи и декларации. Не хотелось бы, чтобы за этими декларациями была утеряна конкретная работа, подчас очень важная.

Например, наличие в рамках СНГ Антитеррористического центра уже сейчас позволяет объединить усилия множества структур, ведомств, специалистов из разных стран, сделавших борьбу с террором одним из главных направлений своей деятельности. Конечно, предотвратить готовящийся теракт путем обмена информацией с коллегами из нескольких стран, проследить путь террориста или маршрут, по которому доставляется взрывчатка или оружия гораздо труднее, чем произнести очередной спич о неэффективности СНГ на очередном званом ужине в каком-нибудь комфортабельном отеле. Но и гораздо важнее. Ведь речь идет о нашем будущем, о безопасности наших граждан – и, кстати, о безопасности граждан тех стран, руководители которых торопятся вынести досрочный приговор сотрудничеству в рамках Содружества.

Только общее противостояние терроризму, только создание эффективных структур поможет нам преодолеть грозящую всем нам опасность. А ведь СНГ – это не только Антитеррористический центр. Это и выработка общих подходов ко многим важным вопросам регионального развития. И обмен информацией. И миротворческая деятельность, которую нередко недооценивают, пытаются измазать грязью, не понимая, что без самоотверженной службы миротворцев Содружества во многих странах СНГ наступил бы настоящий хаос. И, конечно, сотрудничество парламентариев. Мы уже многого достигли в рамках Межпарламентской ассамблеи СНГ. Я мог бы здесь заняться перечислением наших решений, постановлений, предложений. Но лучше скажу о другом, самом важном – той деловой и теплой атмосфере, в которой проходят наши встречи. Мы это особо ценим. Я бы даже больше сказал: этой атмосферой мы показываем пример исполнительной власти – и я призываю уважаемых министров и экспертов этим примером не пренебречь!

Конечно, такая атмосфера во многом связана и с климатом, установившимся в наших двусторонних отношениях. Когда мы говорим о новом их качестве, о стратегическом сотрудничестве Российской Федерации и Республики Узбекистан, мы ведь не просто оперируем некими политическими терминами. Мы говорим о выстраданном. О том, что продиктовано нам историей наших стран и народов, долгими столетиями взаимодействия, искреннего и дружеского интереса друг к другу. О сотрудничестве, необходимость которого была подсказана и доказана самим временем.

Мы считаем Договор о союзнических отношениях, подписанный в ходе недавнего визита в Москву Президента Республики Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова одним из самых важных соглашений, заключенных Россией в последние годы. Потому что этот договор продемонстрировал не только особый уровень отношений между нашими странами. Он стал важным прецедентом для развития отношений на всем нашем пространстве, показал, какими могут быть и – не побоюсь этих слов – какими должны быть отношения между доброжелательными и заинтересованными друг в друге соседями. Между дружескими странами. Между братскими народами.

Мы четко говорим: мы будем бороться с терроризмом, мы будем бороться с наркотрафиком, мы будем развивать сотрудничество в военной области, мы будем защищать друг друга. Вот это самое главное, пожалуй – защищать друг друга, а не пытаться навязать свое представление о жизни третьим странам, как это кое-кто в современном мире пытается сделать, создавая всякий раз условия для новых и новых кризисов.

Россия против двойных стандартов в вопросах демократии и прав человека. Мы считаем, что каждая страна должна идти своим собственным путем в развитии демократии, гражданского общества с учетом особенностей своего исторического развития, геополитического положения, национального менталитета.

Россия выбрала для себя такой путь – путь построения правового, социального, демократического государства. Государства сильного и уважаемого в мире, опирающегося на исторические традиции и культурные ценности многонационального и многоконфессионального народа.

В решении тех задач, которые сегодня стоят перед нашей страной очень большая роль отводится именно Государственной Думе как органу народного представительства. Мы иногда жестко оппонируем Правительству по конкретным вопросам. Мы имеем постоянную обратную связь с региональными парламентами. И все это мы стараемся делать, опираясь на желания и настроения граждан России – наших избирателей.

Мы в России уважаем суверенитет Узбекистана и считаем очередным важным шагом в развитии политической системы вашей, дружественной нам, страны избрание парламента нынешнего созыва. Уверен, что в целом российские парламентарии гораздо лучше понимают граждан Узбекистана, специфику развития страны, реальные проблемы, с которыми приходится иметь дело Узбекистану, чем подавляющее большинство западных коллег.

Что касается третьих стран – то тут у нас как раз самые миролюбивые, самые гуманные намерения. Во время пребывания Президента Узбекистана в Москве Ислам Абдуганиевич Каримов и Владимир Владимирович Путин еще раз подчеркнули нашу приверженность стабилизации ситуации в Афганистане. Это важно для вас – и не менее важно для нас. Мы осознаем, какие угрозы могут исходить с территории нестабильного Афганистана и сделаем все, от нас зависящее, чтобы содействовать улучшению ситуации в этой стране. Надеюсь, наши дружеские руки заметят и пожмут в Кабуле. Это нужно народам Афганистана, Узбекистана и Российской Федерации. И важно для всех стран нашего региона, желающих соседствовать с мирным, стабильным, процветающим Афганистаном.

Уважаемые коллеги! В XXI веке все более важным оказывается понятие энергетической безопасности. Еще вчера оно было скорее фразой из учебников по экономике. Но этой зимой, когда утром в дни московских холодов приходилось бросать взгляд на уличный термометр, сразу же начинал понимать, что энергетическая безопасность – это насущный вопрос завтрашнего дня.

Российская Федерация и Республика Узбекистан – это не просто страны, успешно решающие вопросы собственного энергоснабжения. Можно сказать, что это государства, от политики которых зависит энергетическая безопасность и других стран. И поэтому наше сотрудничество в этой сфере должно быть успешным, слаженным и взаимовыгодным. Соглашения, подписанные между национальной холдинговой компанией "Узбекнефтегаз", Российским акционерным обществом "Газпром" и компанией "Лукойл", заложили основу для транспортировки природного газа, исследования и освоения новых газовых и нефтяных месторождений.

В российских инвестициях в эту сферу вы можете быть уверены. Мы за последние годы пришли к новому уровню профессионализма в энергетике. И этот уровень подразумевает прежде всего стратегическое отношение к природным ресурсам, понимание перспектив сотрудничества в газовой и нефтяной сфере, заинтересованность в ее стабильном развитии. И мы можем выразить удовлетворение, что наши связи развиваются успешно. Надеюсь, уже в скором времени будет реконструирована газотранспортная система "Средняя Азия – Центр", разработаны новые проекты, связанные с добычей, транспортировкой и реализацией природного газа. В конце концов, этот газ – и российский, и узбекский – это кровь в венах экономики всего Содружества независимых государств. Главное только, чтобы наши соседи, потребляющие российский и узбекский газ, не считали, что доноры должны ходить некормленые. Важно установить взаимовыгодные цены на транспортировку и продажу газа. Российская Федерация и Республика Узбекистан могут многое сделать для выработки энергетической стратегии, которая будет служить нам, нашим детям и внукам. На встрече глав государств ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге Президент России В.В. Путин к числу масштабных проектов отнес и построение надежной ядерно-топливной составляющей энергетической базы на долгосрочную перспективу. При этом и В.В. Путин и И.А. Каримов подчеркнули, что это соответствует долгосрочным интересам наших государств.

Безусловно, важной частью нашего двустороннего сотрудничества должны оставаться культурные связи, контакты между людьми. Каждый, выросший в нашей большой стране, с детства знал о достопримечательностях Ташкента, Самарканда и Бухары, Хивы – даже если ему не доводилось посетить вашу республику. Читал узбекских прозаиков и поэтов. Поражался утонченности стихов Алишера Навои. Удивлялся тому, что ваш великолепный поэт Мухаммад Бабур был не только выдающимся литератором, но и крупным государственным деятелем, основоположником династии монархов, восхищался богатой палитрой узбекского ковра и изяществом хлопкового полотна.

Я бы сказал, что это наше с вами общее культурное наследие. И мы в России вовсе не собираемся от него отказываться, как в Узбекистане – тут у нас нет сомнений – не собираются отказываться от русского языка, русской культуры, от всех тех десятков стихотворных и прозаических строк, что написали о вашей стране русские писатели. Это – наша общая гордость, которую важно передать нашим детям.

В этом году в России пройдут Дни культуры Узбекистана, культуры, имеющей глубочайшие исторические корни. Для людей старшего поколения они станут замечательным свиданием с молодостью. А вот для их детей и внуков – настоящим знакомством с культурой вашей замечательной страны, с ее новыми достижениями. С современными писателями, артистами, художниками.

Поверьте, что в России с интересом и вниманием относятся к каждому новому успеху братских культур. А для того, чтобы этих новых достижений – и в культуре, и в науке, и в образовании – было бы все больше, руководители наших стран договорились об открытии в Ташкенте филиала Московского государственного университета. Мы всегда были рады узбекским студентам, обучавшимся в нашей стране. Чего греха таить, сегодняшние экономические условия не каждому талантливому молодому человеку позволят получить высшее образование в соседней стране. И сколько таких, молодых и талантливых мы могли не заметить, пропустить, не дать им возможности проявить себя? Но знаете, старая пословица гласит: если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Вот так получилось и с Московским государственным университетом – он сам придет к узбекским юношам и девушкам, чтобы дать им качественное высшее образование. Потому что ваши дети – это и наши дети тоже, дорогие коллеги. И если мы с вами можем им чем-то помочь – то просто обязаны это сделать.

Уважаемые депутаты!

Мы с вами можем внести и собственный вклад в развитие двустороннего сотрудничества между Россией и Узбекистаном. Ведь это сотрудничество включает в себя и важную экономическую составляющую – только в прошлом году товарооборот между нашими странами достиг двух миллиардов долларов и продолжает увеличиваться. Но мы могли бы содействовать этому увеличению. В наших силах – постоянная экспертиза и мониторинг законодательства наших стран, связанного с двусторонним сотрудничеством. Кстати, то же самое касается перемещения людей, рынка рабочей силы.

Мы искренне заинтересованы узнать, какого рода проблемы вы считаете важным преодолеть в этих сферах. Мы хотим, чтобы у граждан Республики Узбекистан, прибывающих в нашу страну, было как можно меньше проблем. И, конечно, чтобы как можно меньше проблем было бы у узбекских предпринимателей, заинтересованных в сотрудничестве со своими российскими коллегами.

Одновременно мы хотели бы спросить у вас: а что можно было бы сделать, чтобы помочь российскому бизнесу, заинтересованному в инвестициях в узбекскую экономику, осознавшему, какой перспективный рынок здесь открывается?

И еще важный момент: хочется, чтобы эти вопросы обсуждались не только во время визитов, но и на постоянной основе. Может быть, нам уже сегодня стоит подумать о формировании соответствующей экспертной депутатской группы, которая бы взяла российско-узбекское сотрудничество, как говорится, на карандаш. И нам, руководителям парламентов, постоянно бы напоминала о том, что удалось о многом договориться в Ташкенте, а теперь пора и выполнять договоренности. Мы, конечно, и без напоминаний все выполним. Но когда есть ответственные люди, как-то спокойнее. Так что давайте переводить связи между Федеральным собранием Российской Федерации и Олий Мажлисом Республики Узбекистан на регулярную основу.

Дорогие друзья!

Наш визит в Ташкент проходит в особой атмосфере. Этот приезд подчеркивает, что союзнические отношения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан – не просто слова, напечатанные на хорошей бумаге. Нет, это политическая, экономическая, культурная реальность. Это настоящая потребность наших народов. Это политическая воля, проявленная руководством двух стран. И это стремление развивать наши отношения и далее в целом ряде форматов – в рамках двусторонних союзнических связей, в Евразийском экономическом сообществе, в Содружестве независимых государств, в Шанхайской организации сотрудничества.

У наших стран большой потенциал развития двусторонних отношений. И в тех интеграционных объединениях, в которых мы с вами состоим, у нас по-настоящему большие, важные задачи. От того, насколько эффективно мы справимся с выполнением этих задач, зависит будущее наших стран и народов. И зависит, конечно же, то, насколько нам удастся оправдать доверие избирателей, которые голосовали за нас с вами в надежде, что мы обеспечим им достойную жизнь, безопасность, добрососедство.

Я благодарю вас за гостеприимство и внимание и хочу в заключение подчеркнуть: мы будем делать все возможное, чтобы наши обещания избирателю были выполнены "на все сто", чтобы добрые российско-узбекские отношения развивались по восходящей линии.


Rambler's Top100