Cтатья Председателя Межпарламентской Ассамблеи ЕвразЭС, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Бориса Грызлова опубликована в "Парламентской газете"
Версия для печати

Прямая речь

"Россия - Казахстан: нами выбрана надежная дорога". Cтатья Бориса Грызлова опубликована в "Парламентской газете"

Наивно было бы полагать, что столь прочные политические и экономические связи, какие существуют сегодня между Россией и Казахстаном, могли возникнуть без крепких и многоуровневых парламентских контактов.

Размышляя о российско-казахстанских отношениях, я всегда задаюсь вопросом: между нами семь с половиной тысяч километров границы, в чем она нас разделяет и в чем сближает? Ответ на этот вопрос необходимо искать в истории наших взаимоотношений и в их современном состоянии.

Распад Советского Союза во многом оказался трагедией для народов, населявших огромную территорию СССР. И от того, насколько быстро вновь образовавшимся государствам удалось нащупать верную тропинку к нормальному диалогу друг с другом, зависел и процесс адаптации людей к новым условиям жизни.

Россия и Казахстан, как мне представляется, ту самую верную тропинку нашли быстро. Наши двусторонние отношения отличаются интенсивностью контактов на всех уровнях и активным многоплановым сотрудничеством, подкрепленным солидной договорно-правовой базой. С 1992 года, с тех пор как между нашими странами были установлены дипломатические отношения, Россию и Казахстан связывают более 270 договоров и соглашений. Среди которых основные - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие. 16 ноября этого года Государственная Дума России одновременно с мажилисом парламента Казахстана ратифицировала Договор о российско-казахстанской границе, подписанный главами двух наших государств 18 января 2005 года. Должен признать: обсуждение текста договора сложилось непросто. Но 312 голосов, поданных за этот документ, свидетельствуют о здравой оценке депутатами всей выстроенной за последние годы системы российско-казахстанских отношений.

Наше сотрудничество развивается по восходящей линии. Причем во всех направлениях. И в Москве, и в Астане прекрасно сознают все выгоды от такого уровня взаимоотношений. Стратегический характер российско-казахстанского сотрудничества определяется не только вековой совместной историей, но и геополитическим положением наших государств. Это подкрепляется мощным экономическим потенциалом и России, и Казахстана, во многом обеспеченным богатейшей сырьевой базой, а также потенциалом развития космических технологий на основе космодрома "Байконур", биотехнологий и ядерной энергетики.

У России и Казахстана совпадающие или близкие позиции по основным международным и региональным проблемам. Наши страны тесно взаимодействуют в рамках ООН, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности, в процессе формирования Единого экономического пространства. Но особенно хотелось бы отметить совместную работу в Евразийском экономическом сообществе. Из всех интеграционных проектов на постсоветском пространстве в ЕвразЭС наблюдается наиболее динамичное развитие.

Идущие на различных уровнях интеграционные процессы оказывают положительное влияние на развитие национальных экономик. Не так давно, в середине ноября этого года, на заседании Бюро Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества мы говорили о перспективах интеграции. Выяснилось, что объем инвестиций по странам ЕвразЭС в первом полугодии вырос на 13 процентов. Значительно увеличивается взаимный товарооборот, что, на мой взгляд, является прямым результатом режима свободной торговли, установленного между странами ЕвразЭС. Наш двусторонний товарооборот в минувшем году превысил 4, 7 млрд. долларов, возможен выход на рубеж в 10 миллиардов.

Это серьезные цифры. И свидетельствуют они прежде всего о том, что стабильность и прогнозируемость взаимоотношений между нашими странами позволяют компаниям, как государственным, так и частным, вести прибыльную торговлю. Ведущее место занимает продукция машиностроения и топливно-энергетического комплекса. Кстати говоря, именно топливно-энергетический комплекс является важной сферой нашего сотрудничества. Ведь ни для кого не секрет, что Россия - основная транзитная территория для казахстанской нефти.

И, безусловно, нельзя не сказать о той роли в развитии экономического сотрудничества двух стран, которую играют региональные связи. Что это дает двум народам по обе стороны границы, а значит, и двум государствам, никому объяснять не нужно. Соседями Казахстана являются 12 субъектов Российской Федерации. Объем торговли казахстанских приграничных областей с российскими приграничными регионами остается неизменно высоким: до 60 процентов их товарооборота. Наиболее стабильные торгово-экономические связи со своими соседями поддерживают Оренбургская, Омская, Астраханская, Челябинская, Курганская, Новосибирская области и Алтайский край.

Наивно было бы полагать, что столь прочные политические и экономические связи, какие существуют сегодня между Россией и Казахстаном, могли возникнуть без крепких и многоуровневых парламентских контактов. И на этой теме я бы хотел остановиться особо. Но для начала оглянемся немного назад.

Российско-казахстанские парламентские связи в девяностых годах прошлого века осуществлялись в основном в рамках Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ, Межпарламентского Комитета стран таможенного союза, Межпарламентского союза, Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Новый, XXI век поставил перед парламентариями наших стран и новые задачи.

В Государственной Думе создана группа по связям с парламентом Казахстана, в которую входят 53 депутата. Мы часто встречаемся с нашими казахстанскими друзьями и партнерами на различных форумах, постоянно осуществляется обмен делегациями разных уровней. Во время моего визита в Казахстан в декабре 2004 года у нас состоялись очень интересные и содержательные беседы с руководством страны, мажилиса парламента. Наша парламентская делегация приняла участие в мероприятиях, посвященных Году Российской Федерации в Казахстане.

Безусловно, российско-казахстанские парламентские связи - это дорога в двух направлениях. Москву неоднократно посещала с визитом делегация мажилиса парламента во главе с его председателем. Совсем недавно, в сентябре, мы имели возможность принять наших казахстанских коллег -г- наших друзей у себя дома. Встречи и беседы с Уралом Мухамеджановым, членами делегации оставили самые теплые впечатления.

Россия и Казахстан являются одними из наиболее активных участников интеграционных процессов на территории бывшего СССР. Для России, и я могу сказать об этом прямо, формирование единого экономического пространства остается приоритетом внешней политики. И кому же, как не парламентариям, налаживать работу по гармонизации национальных законодательств? Вот простой пример. На последнем заседании Бюро Межпарламентской ассамблеи ЕвразЭС приводились данные сравнительного анализа, показавшего, что в таких сферах, как энергетика и транспортные услуги, действующие национальные правовые акты не в полной мере соответствуют достигнутому уровню интеграции. Выход один - начать движение по сближению законодательств, и это прямая обязанность парламентариев. Тем более что в ближайшее время мы, я уверен, выйдем на следующий этап интеграции - формирование таможенного союза. Не сомневаюсь, экономический эффект от этого окажется очень значимым. Это будущее, но не такое далекое.

...Жизнь - это движение. И сегодня мы наблюдаем обоюдное желание активизации сотрудничества наших парламентов по всем направлениям. Уверен, нами выбрана правильная, надежная дорога.

 

Сегодня эта статья Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова опубликована в общенациональной ежедневной газете Казахстана "Казахстанская правда".


Rambler's Top100