На вопросы журнала «Стратегия России» отвечает Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов
Версия для печати

Прямая речь

Мы настроены на принципиальную работу с правительством. Борис Грызлов ответил на вопросы журнала «Стратегия России»

– Борис Вячеславович, как бы Вы оценили весеннюю сессию 2005 года? В чем ее основные особенности и уроки?

 

– Это была третья сессия для депутатов текущего созыва, и законотворческий процесс осуществляется в необходимом ритме, в соответствии с нашими планами. Конечно, на эти планы оказала немалое воздействие ситуация с законом о льготных выплатах. Государственная Дума очень активно включилась в работу по устранению тех многочисленные просчетов, которые, к сожалению, были допущены при реализации Федерального закона № 122. В некоторых регионах, да и на федеральном уровне, только в начале 2005 года стали  делать то, что должно было быть сделано еще несколько месяцев назад. Важно, что, устраняя недостатки, мы сохранили положительное содержание концепции закона: люди получили дополнительные, «живые» деньги. И с этим сегодня не приходится спорить.

Думаю, в том, что механизм реализации закона все же заработал, есть немалая заслуга депутатов. Безусловно, в большинстве случаев это были не односторонние действия Государственной Думы, а совместная работа. Хотя мнение депутатов о необходимости совместной работы поначалу и не разделялось. Прежде всего, мы начали – и продолжаем сегодня – проводить мониторинг реализации реформ, систематические консультации с общественностью, представителями регионов. В качестве механизма диалога был активизирован такой институт, как «правительственный час» в Государственной Думе.

В этом смысле первая половина 2005 года стала уроком и для Правительства, и для нас. Мы были вынуждены переосмыслить наши взаимоотношения с исполнительной властью, и теперь депутаты настроены на более тщательную и принципиальную работу с законодательными инициативами Правительства.

 

– Тем не менее, сейчас многие опасаются, что последствия реализации 122-го закона могут в той или иной степени повториться в следующем году, когда вступит в силу закон о местном самоуправлении. Что сделала Государственная Дума, чтобы устранить основания для таких опасений?

 

– Такие опасения тоже могут сыграть положительную роль, подстегнуть к работе, но только если они направлены на выявление и решение реальных проблем, а не на остановку всех преобразований. Реформа местного самоуправления необходима, закон принят, нужно его исполнять. Со своей стороны, депутаты внесли в закон поправки, которые повышают роль субъектов федерации на переходный период, это было сделано по предложениям самих субъектов федерации. Регионы заявили о готовности взять на себя эту ответственность, и Государственная Дума пошла им навстречу. Предложения по корректировке 131-го закона продолжают поступать, они связаны в основном с тем, что степень готовности к проведению реформы в различных регионах остается разной. Мы внимательно рассматриваем эти предложения. Главное – сохранить общую направленность реформы на усиление подотчетности местных властей гражданам, на создание точек экономического роста, на повышение ответственности всех уровней власти. При этом все социально значимые функции во время переходного периода должны выполняться в полном объеме и без сбоев.

 

– Борис Вячеславович, в традиционном Послании Президента Федеральному Собранию были  предложены и масштабные проекты, и конкретные законотворческие инициативы. Как построена работа по их реализации, что уже сделано Государственной Думой?

 

– Как вы знаете, инициативы Президента оформлены в виде поручений Правительству. Многие из них находятся еще на этапе разработки, и, со своей стороны, Государственная Дума сформировала пять рабочих групп по реализации положений Послания Президента. Уже есть определенное продвижение по каждому из пяти направлений. Некоторые задачи решаются с опережением. Например, отменен налог на имущество, передаваемое в порядке наследования, приняты поправки в Гражданский кодекс о сокращении срока исковой давности по недействительным сделкам. Есть основания полагать, что и другие предложения Послания будут воплощаться в практику в разумные сроки, без затягивания.

Реализация положений Послания во многом продолжает работу, начатую в Государственной Думе еще раньше. Большинство депутатов воспринимает положения Послания как обязательства государства перед гражданами, как общие задачи всех ветвей власти.

 

– Чего вы ожидаете от реформы политической системы – от введения пропорциональных выборов, других поправок в избирательное законодательство, закона об Общественной палате? Тот же пропорциональный порядок выборов будет для «Единой России» менее выгоден, чем старая система.

 

– Действительно, если бы выборы 2003 года проходили исключительно по пропорциональной системе, во фракции «Единая Россия» могло бы быть меньше депутатов. Но мы не должны и не будем рассматривать партийные задачи в отрыве от задач развития страны. России необходимы сильные партии, способные конкурировать между собой за голоса избирателей, способные проводить последовательную политику. «Единая Россия» добилась более высоких результатов, чем другие, но это не значит, что мы не заинтересованы в конкуренции с другими партиями.

Преобразования направлены на повышение роли партий, на укрепление институтов гражданского общества, на обеспечение большей устойчивости политической системы, большей последовательности государственной политики. Но и партии также должны быть готовы к большей ответственности. Что касается «Единой России», то мы укрепляемся не только организационно, но и идеологически. В партии идет дискуссия по вопросам идеологии, и мы избрали для нее, как представляется, оптимальный формат: вопросы партийной идеологии широко обсуждаются в региональных организациях, привлекаются эксперты. Мы выверяем свою платформу, обновляем ее с учетом новых условий и новых вызовов. Важную роль в развитии партии играет участие в региональных выборах – несмотря на непростую обстановку, связанную с изменением избирательного законодательства, «Единая Россия» подтвердила доверие избирателей в семи региональных избирательных кампаниях, прошедших с начала этого года.

Осенью состоится съезд «Единой России», где мы планируем не только подвести итоги дискуссии, но и рассмотреть вопрос о принятии новой редакции программы партии. Одна из важнейших задач сегодняшнего дня - дать свои предложения по развитию страны на перспективу.

 

– В какой степени, на ваш взгляд, меры по укреплению российской политической системы можно рассматривать как реакцию на недавние события в СНГ – на Украине, в Грузии, в Киргизии?

 

– Они не имеют прямой связи. В этих странах сложилась особая ситуация, и проводить параллели я бы не стал. События, произошедшие в перечисленных вами государствах, волнуют Россию прежде всего с точки зрения обеспечения международной безопасности. Мы заинтересованы в устойчивом демократическом развитии стран СНГ, связанных с нами общей историей, общими традициями, общими интересами. В СНГ проживают миллионы наших соотечественников, судьба которых не может быть для России безразличной. Поэтому мы уделяем особое внимание тем интеграционным проектам, которые уже существуют на пространстве СНГ. Мы строим эти проекты совместно и довольно успешно. Успехи, достигнутые нами, стали возможными благодаря долгой и кропотливой работе, учету всех точек зрения. Это наши общие успехи.

 

– Борис Вячеславович, недавно вы были избраны Председателем Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. Какие надежды вы связываете с межпарламентскими проектами?

 

Межпарламентская составляющая интеграционных процессов позволяет обсуждать даже самые сложные вопросы более неформально, чем допускают обычные дипломатические рамки. И для нас очень важно, что межпарламентские связи Государственной Думы в весеннюю сессию получили дальнейшее развитие. Подписан Устав Комиссии по сотрудничеству между Государственной Думой и Всекитайским собранием народных представителей, прошли две сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, продолжаются конструктивные контакты с украинской Верховной Радой. Это лишь некоторые значимые моменты, спектр межпарламентских отношений гораздо шире.

Что касается ЕврАзЭС, то я считаю эту организацию одной из наиболее перспективных на пространстве СНГ. Прежде всего, с точки зрения экономического взаимодействия, экономической интеграции. В рамках работы ЕврАзЭС значительное внимание уделяется согласованию наших позиций на переговорах с ВТО. И здесь прямые контакты законодателей необходимы.

 

– Вы говорили, что более благоприятного момента для того, чтобы придать новый импульс экономическому развитию России, может и не представиться. Цены на нефть по-прежнему растут, доходы бюджета увеличиваются настолько, что приходится вносить поправки в бюджет. Чего стране не хватает для экономического прорыва?

 

– Если отвечать кратко, то стране не хватает последовательной, выверенной стратегии экономического развития. Тот подход, который практиковался последнее время, доказал свою ограниченность - несмотря на достаточно благоприятные внешние условия, в России замедлился экономический рост. Сегодня требуется обновление основных фондов, внедрение новых технологий. Усилия по обеспечению макроэкономической стабильности необходимы, но только этих усилий недостаточно.

Естественные преимущества нашей страны дают нам хорошую основу для того, чтобы занять достойное место в мировой экономике. Но мы должны пользоваться этими преимуществами, увеличивая и экономический, и человеческий потенциал.

 

– Борис Вячеславович, изменилась ли практика работы Государственной Думы над законопроектами экономического блока?

 

– Мы рассмотрели законопроекты, которые лежали под сукном годами. Некоторые из них создают условия для вывода из тени целых секторов экономики. Это, например, законы об усилении государственного регулирования в сфере обороте спирта и в сфере обращения лома и отходов цветных и черных металлов. Они имеют не только экономическую, но и социальную значимость. Достаточно вспомнить, что ущерб от хищений цветного металла наносится не только предприятиям, но и гражданам, а от некачественного спиртного до сих пор погибают десятки тысяч человек в год. В последнем случае, я убежден в необходимости постепенного ужесточения государственного контроля, вплоть до установления монополии. О формах монополии вопрос остается открытым, одним из путей ее реализации могло бы стать создание государственной структуры, через которую должен проходить весь продаваемый спирт.

Принят закон «О концессионных соглашениях», с момента первого чтения которого прошло почти 10 лет. В течение всех этих лет у России не было механизма, который бы позволял привлечь частные инвестиции в значимые для государства инфраструктурные проекты. Теперь, с принятием закона, такой механизм появляется.

В первом чтении приняты новые редакции Водного кодекса, Лесного кодекса. Концепция правительственных проектов – улучшение инвестиционной привлекательности российской экономики – получила поддержку депутатов, но без серьезной доработки мы не сможем их принять во втором чтении. Достаточно сказать, что проект Лесного кодекса пока не решает вопроса обеспечения переработки сырья, некоторые его нормы содействуют скорее экспорту круглого леса, чем его переработке. Такое положение для нас неприемлемо.

Говоря об итогах сессии, должен упомянуть о базовых законах об особых экономических зонах. Принципиально важно здесь то, что необходимость создания «точек роста» не просто осознается государством. «Точки роста» начинают создаваться.

 

– Экономический рост – основа для решения проблем социальной сферы. Как обстоят дела в ней?

 

– Проблемы решаются гораздо медленнее, чем нам хотелось бы. И, к сожалению, даже медленнее, чем страна может себе позволить. Тем не менее, была повышена базовая часть трудовых пенсий, были увеличены стипендии, принят еще ряд законов. Поправки в бюджет 2005 года также были социально ориентированными. Но этого по-прежнему мало. Необходимо более значительное повышение заработной платы и социальных выплат, однако для самих граждан важно, чтобы такое повышение сопровождалось тщательно просчитанными антиинфляционными мерами. Иначе повышение повышением не будет.

В целом, надо понимать, что социальные расходы – это тоже инвестиции, инвестиции в человека. Они не пропадают бесследно, точно так же, как не пропадает бесследно и отсутствие таких расходов. Инвестиции в социальную сферу окупаются совсем по-другому, чем инвестиции в промышленное производство, выгоду от них труднее просчитать, но их тоже нужно планировать. И еще одна особенность, за этот вид инвестиций всегда будет, в конечном счете, отвечать государство.

Россия будет конкурентоспособной, если будет развиваться сфера здравоохранения, если будет развиваться сфера образования, если будут новые научные открытия, новые технологии мирового уровня. Какая-нибудь небольшая страна могла бы совсем неплохо обойтись, например, без фундаментальной науки. Но Россия без фундаментальной науки обойтись не может.

 

– Какие задачи в этой связи будут главными для Государственной Думы в ходе осенней сессии?

 

– Прежде всего, работа над бюджетом. Начиная с 2006 года, планируется выйти на трехлетнее планирование бюджета и значит, на трехлетнее планирование развития страны. Но для этого необходимо усовершенствовать бюджетную практику. Бюджет должен быть инструментом развития страны, а не просто планом освоения средств, это во-первых. Во-вторых, необходимо перестать относиться к макроэкономической стабильности как к единственной цели государственного управления.

Изменения в законодательстве должны вести к ощутимым положительным изменениям в жизни людей. Стране необходимо развитие, причем развитие в интересах большинства. Изменения к лучшему должны касаться большинства граждан, а не каких-то отдельных групп. Важно повышать не только уровень жизни людей, но и ее качество. В этом – залог решения и демографической, и многих других социальных проблем.

 

Интервью вел Вячеслав СУХНЕВ

 

Журнал «Стратегия России»,

08.08.05


Rambler's Top100