Деятельность нашей межпарламентской организации способствует весьма динамичному развитию экономики стран-участниц Евразийского сообщества, что было отмечено в ходе состоявшегося недавно в Астане заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС.
Версия для печати

Прямая речь

Выступление Председателя Государственной Думы, Председателя Межпарламентской Ассамблеи Бориса Грызлова на шестом заседании Межпарламентской Ассамблеи ЕврАЗЭС

Уважаемые коллеги - парламентарии,

члены Межпарламентской Ассамблеи Евразийского

экономического сообщества!

 

Разрешите мне искренне поблагодарить вас за высокую честь и высокое доверие, которое вы оказали, избрав меня Председателем МПА ЕврАзЭС. И я хотел бы прежде всего от вашего имени выразить большую благодарность моему предшественнику на этом высоком посту - председателю Сената Парламента Республики Казахстан Нуртаю Абыкаевичу Абыкаеву, который внес существенный вклад в деятельность нашей межпарламентской организации. Уважаемый Нуртай Абыкаевич, будем и дальше вместе работать на благо Евразийского экономического сообщества.

В прошедший после пятого заседания МПА ЕврАзЭС период в ряде парламентов государств-участников нашей межпарламентской организации произошли изменения, которые мы сегодня приняли к сведению и утвердили. Особенно драматические и бурные события произошли в Кыргызской Республике. Там произошла стремительная смена всего высшего руководства страны, начал работу парламент нового созыва. Все мы очень внимательно и заинтересованно следим за развитием событий в Киргизии и искренне желаем народу и новому руководству страны как можно скорее восстановить мир, согласие и законность в Киргизии. Россия, другие страны ЕврАзЭС готовы оказать нашим киргизским коллегам соответствующую помощь и поддержку.

 

Уважаемые коллеги!

Межпарламентская Ассамблея Евразийского сообщества действует уже больше трех лет, и за этот период была проведена большая работа. Были приняты свыше 20 типовых проектов, а также концепции основ транспортного законодательства, основ законодательства об энергетике, основ бюджетного законодательства государств - членов ЕврАзЭС, ряд других важных документов. Деятельность нашей межпарламентской организации способствует весьма динамичному развитию экономики стран-участниц Евразийского сообщества, что было отмечено в ходе состоявшегося недавно в Астане заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств. По данным Правительства России товарооборот стран Сообщества в 2004 году составил 26,5 млрд. долларов, в то время, как 5 лет назад – только 10 млрд. долларов.

Вчера состоялось совместное заседание четырех постоянных комиссий МПА ЕврАзЭС по правовым вопросам, по экономической политике, по вопросам таможенного регулирования и пограничной политике, по торговой политике и международному сотрудничеству, а также заседание комиссии по социальной политике. На этих комиссиях были рассмотрены важные документы и принят ряд решений. Насыщенной является и сегодняшняя повестка шестого заседания МПА ЕврАзЭС.

При всей важности нашей текущей работы, нам с вами, уважаемые коллеги, важно не упускать из виду стратегические цели нашего межпарламентского сотрудничества, для достижения которых и было в 2001 году создано Евразийское сообщество и ряд его органов, в том числе МПА ЕврАзЭС. В современном мире с его масштабными и противоречивыми процессами глобализации многократно возрастает актуальность и необходимость создания интеграционных сообществ государств, которые имеют целый ряд совместных интересов и стремятся обеспечить себе достойное место во всемирной конкурентной борьбе. Именно таким сообществом является ЕврАзЭС. Мы с вами осознанно пошли на создание Евразийского экономического сообщества с тем, чтобы сообща повысить свою конкурентоспособность и в конечном итоге значительно повысить благосостояние народов, которые мы представляем.

На территории СНГ есть несколько организаций, целью которых является формирование общих экономических пространств. На сегодняшний день из всех этих организаций наиболее эффективна ЕврАзЭС.

Россия твердо намерена следовать курсу экономического сближения со своими соседями, и у ЕврАзЭС есть все возможности быть лидером этого процесса.

ЕврАзЭС успешно и последовательно решает свои задачи. Уже создана зона свободной торговли применительно к товарам, производимым на территории ЕврАзЭС. Продолжаются необходимые согласования в части создания таможенного союза, который обеспечит равенство условий ввоза товаров из третьих стран. Мы вплотную подошли к решению третьей, ключевой задачи – созданию единого экономического пространства. Именно для этого, а также для координации действий наших государств по вступлению в ВТО и создавалось ЕврАзЭС.

Ярким примером практических результатов нашего сотрудничества является строительство Сангтудинской гидроэлектростанции в Таджикистане, открытие которой намечено на завтра. Два года назад решением стран – участниц ЕврАзЭС был дан импульс работам по строительству этого важнейшего объекта.

Сейчас, анализируя итоги деятельности МПА ЕврАзЭС за прошедшие три с лишним года, мы отчетливо видим и наши достижения, и наши недостатки. К недостаткам следует отнести, в частности, то, что практически во всех государствах ЕврАзЭС, включая Россию, национальные парламенты пока испытывают ряд трудностей в работе по приведению национальных законодательств в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, и другими правовыми актами Сообщества. Мы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации провели опрос в своих комитетах и получили весьма разнообразные ответы по этой проблеме. Одни комитеты отметили, что они в своей работе учли ряд положений некоторых типовых проектов, принятых МПА ЕврАзЭС. Например, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам в своей текущей законодательной деятельности учел положения Типового проекта "О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных союзах)". Другие комитеты сетуют, что до них не всегда доходит вся информация о нормативно-правовых актах, принимаемых Сообществом. Один из опрошенных комитетов отметил, как реально существующую проблему, существующие различия между структурой национального законодательства в разных странах Сообщества. К примеру, типовые проекты нормативных актов могут включать положения, которые в нашей стране нельзя реализовать в одном законе, так как они относятся к различным отраслям российского законодательства. Все эти моменты необходимо учитывать при оптимизации процесса приведения национального законодательства в соответствие с международными документами, разработанными в рамках ЕврАзЭС.

В этом направлении особенно важную роль призван сыграть Договор о статусе основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации. Как известно, Договор подписан 18 июня 2004 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС, и в настоящее время начинается процесс его ратификации парламентами. Этот договор предусматривает установление в базовых сферах правоотношений единых для Сторон норм правового регулирования, которые будут приниматься путем заключения Сторонами соответствующих соглашений.

В целом мне и моим коллегам в парламентской делегации Российской Федерации в МПА ЕврАзЭС представляется, что деятельности нашей межпарламентской организации следует придать более прагматичный характер. В тесном взаимодействии с исполнительными органами ЕврАзЭС сконцентрироваться на таких приоритетных направлениях, как разработка унифицированной правовой основы по вопросам сотрудничества в тарифно-таможенной, топливно-энергетической, торговой, аграрной, миграционной сферах.  К тому же, как совершенно справедливо подчеркивают наши коллеги из парламентов других стран Сообщества, необходимы гораздо большие усилия по реализации совместных проектов в реальном секторе экономики. И, конечно, все мы явно недорабатываем в части исполнения уже принятых нами международно-правовых документов.

Разумеется, самую активную роль в этом процессе призваны сыграть постоянные комиссии нашей Межпарламентской Ассамблеи. При этом важно повысить роль научно-экспертных советов при этих комиссиях, которые призваны осуществлять значительную часть работы по сближению и унификации национальных законодательств в рамках Сообщества.

 

Уважаемые коллеги!

Задачи, стоящие перед Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, масштабны и сложны, но выполнимы и реалистичны.

Хочу вас заверить, что, как Председатель Межпарламентской ассамблеи, сделаю все возможное для достижения основополагающей цели МПА ЕврАзЭС – правового обеспечения функционирования Евразийского экономического сообщества.

 

Благодарю за внимание!

 

Санкт-Петербург, Таврический дворец


Rambler's Top100