К сожалению, у Правительства отсутствует программа и план действий не только по вопросу о МРОТ, но и по другим задачам. К чему это приводит на практике – показала реализация закона о льготных выплатах.
Версия для печати

Прямая речь

Выступление Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова на заседании Генерального Совета Федерации независимых профсоюзов России

Уважаемые коллеги!

 

Хочу поблагодарить вас за приглашение принять участие в заседании Генерального Совета Федерации независимых профсоюзов России и за ту поддержку, которую Федерация независимых профсоюзов оказывает нашей фракции в ее законотворческой работе.

Взаимодействие профсоюзов и "Единой России" является одной из важнейших составляющих совместной работы политических партий и общественных организаций. Защита интересов граждан страны, повышение качества жизни людей – наша общая задача, и многие важные шаги для ее решения делаются нами вместе. Среди примеров совместной деятельности особое место занимает участие ФНПР в обсуждении законопроекта о льготных выплатах и разработке необходимых поправок к нему. Убежден, что заключенное нами Соглашение о стратегическом партнерстве получит продолжение в новых реальных делах, которые позволят углубить диалог и установить надежную связь между органами государственной власти и обществом. Самой высокой оценки заслуживает поддержка, которую Государственная Дума получает со стороны профсоюзов в непростом разговоре с Правительством по вопросу о повышении минимального размера оплаты труда.

Должен отметить, что фактором, позитивно влияющим на наше взаимодействие, является опыт работы в профсоюзах ряда депутатов фракции. Все это убедительно подтверждает, что Федерация независимых профсоюзов России и фракция "Единая Россия" являются стратегическими партнерами, стратегическими союзниками.

Профессиональные союзы играют важнейшую роль в сегодняшней общественной, экономической, политической жизни страны, и эта роль не может не возрастать. В этой связи, хотел бы подчеркнуть, что недооценка значения профсоюзов, характерная для некоторых либеральных экономистов, совершенно неприемлема для нашей партии. Напротив, мы убеждены, что профсоюзы должны быть одним из ключевых субъектов экономического успеха России. Никто не имеет права недооценивать усилия профсоюзов, предпринимаемые для повышения оплаты труда, развития системы социальной помощи, системы трудовых гарантий. Необходимо обратить не менее серьезное внимание на потенциал профессиональных союзов в деле развития гражданского общества, активизации взаимодействия между общественностью и властью. И первоочередную роль на любом из этих направлений играет ФНПР как наиболее авторитетная и представительная организация в профсоюзном движении России.

Исходя из этого, считаю необходимым посоветоваться с вами по вопросам развития страны, дать оценку ситуации и высказать свою позицию по ряду важнейших вопросов. Наша встреча имеет особое значение в связи с  предстоящим сегодня "правительственным часом" в Государственной Думе.

"Единая Россия" верна своим принципам и своим обязательствам перед избирателями. Свое первоочередное значение сохраняют для нас задачи повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума, формирования эффективной системы адресной социальной помощи. Все это – важнейшие составляющие решения ключевой общенациональной задачи – преодоления бедности. Но для нашей партии важно не только повышение заработных плат и пенсий, но и повышение качества жизни, измеряемого не только в денежном выражении, но и в качестве услуг здравоохранения, услуг образования, социального обслуживания, ЖКХ, обеспечения правопорядка и безопасности.

В этой связи необходимо подчеркнуть: закон о льготных выплатах изменил формы оказания социальной помощи, но цели помощи и поддержки граждан сохранились и должны сохраниться впредь.

Российская Федерация – социальное государство, и уже из этого конституционного положения недвусмысленно следует, что государство обязано осуществлять свои функции в социальной сфере. Иногда, в том числе на правительственном уровне, высказывалось мнение, что государство должно отказаться от ряда социальных функций. Мы считаем, что социальные функции должны быть сохранены, но при этом осуществляться наиболее эффективным образом. В законодательстве на данный момент есть определенные пробелы, возникшие в связи с тем, что отменены старые законы, не отвечающие задачам сегодняшнего дня. Их место должны занять новые законодательные акты, но Правительство их не вносит и выступает против самостоятельной разработки таких законов депутатами. Примером могут служить положения законодательства, касающиеся тех, кто живет и работает на территориях Крайнего Севера. "Единая Россия" приложит все усилия, чтобы конституционные гарантии социального государства были реализованы в федеральных законах. Мы рассчитываем на вашу поддержку.

Насколько непростой является ситуация, мы можем видеть на примере отношения Правительства к вопросу повышения МРОТ. Все мы видели, как долго Правительство сопротивлялось принятию плана повышения минимального размера оплаты труда, пытаясь ограничить задачу лишь разовым повышением. Но и после этого, в первоначальный проект Среднесрочной программы были включены заниженные цифры, не соответствующие договоренности с депутатами. В настоящее время со стороны Правительства тормозится работа совместной рабочей группы по повышению МРОТ.

К сожалению, у Правительства отсутствует программа и план действий не только по вопросу о МРОТ, но и по другим задачам. К чему это приводит на практике – показала реализация закона о льготных выплатах. Несмотря на значение этого актуального для страны закона, недостаточно были просчитаны необходимые расходы, не были созданы условия для оказания адресной социальной помощи, граждане не получили необходимых разъяснений.

При этом, для успеха других реформ такая подготовительная работа будет гораздо более важной. Как обойтись без адресной социальной помощи, субсидий малообеспеченным при модернизации ЖКХ? Как обойтись без разъяснений и методической помощи при реформе местного самоуправления?

Обстановка свидетельствует о том, что административная реформа захлебнулась на уровне Правительства. Речь идет не столько о структурных преобразованиях, сколько о повышении качества работы, о новых принципах, заложенных, в том числе, в принятых нами законах. Правительству потребовалось несколько месяцев для внесения изменений в подзаконные акты, и в результате в течение этого времени средства, поступившие из бюджета за уже выданные льготникам лекарства, были фактически заблокированы. Правительство, по сути, забыло о поручении Президента о повышении стипендий студентам, только несколько дней назад ситуация была исправлена. Хотелось бы надеяться, что эта проблема не повторится уже по отношению к другим категориям граждан.

Неясны перспективы разработки и принятия Среднесрочной программы. Отсутствует поиск новых механизмов развития экономики, что наиболее ярко проявилось в отсутствии поиска вариантов удвоения валового внутреннего продукта.

Все это предъявляет к власти и обществу требование инвентаризации ресурсов развития, включая и такой ресурс, как вывод из тени теневой части экономики. Особого внимания требует задача повышения заработных плат, пенсий и пособий. Параллельно с ней должна решаться задача стимулирования повышения производительности труда. Наша партия убеждена, что развитие рыночной экономики невозможно без обеспечения роста денежных доходов населения, и основу такого роста должен составлять рост заработной платы. В этом позиция партии и профсоюзов абсолютно сходится.

С учетом уровня мировых цен на нефть и другое стратегическое сырье Правительство должно сформулировать четкую, стратегическую позицию в отношении наполнения Стабилизационного фонда. Закон о Стабилизационном фонде принимался в других условиях, при других мировых ценах на нефть. Сейчас, в связи с изменением конъюнктуры, необходимо еще раз проанализировать, как будет работать Стабилизационный фонд в новых условиях, и какое использование средств будет наиболее эффективным.

Необходима стратегическая инвестиционная политика, ориентированная на развитие территорий страны. Речь идет, в частности, о Севере, Сибири и Дальнем Востоке. Не менее необходим такой подход к вопросам развития Юга страны, где, несмотря на расширение трудовых ресурсов, для быстрого роста негосударственных инвестиций пока еще недостаточно условий.

При этом, должны быть активизированы усилия по развитию рыночной, конкурентной среды. Во что обязательно превратится сегодня отсутствие конкуренции и нежелание ее развивать, показала ситуация с выдачей бесплатных лекарств льготникам – коррупция и низкое качество услуг.

В целом, требуется переосмыслить роль государства в новых условиях. Нам не нужно ни патерналистское государство, пытающееся контролировать каждого, ни государство-"ночной сторож", безучастное к проблемам людей. Государство должно не опекать, а стимулировать. Необходимо создание точек роста, секторов роста – как в территориальном, так и в отраслевом плане. Расходование бюджетных средств должно ориентироваться на эффективность, и единственным ограничением принципа эффективности расходования бюджетных средств должны быть стратегические соображения – сохранение целостности и суверенитета России.

И в заключение, хотел бы остановиться на некоторых конкретных предложениях, направленных на повышение качества жизни граждан России и стабильное развитие социальной сферы.

Первое. Для партии "Единая Россия" очень важно обеспечить дальнейшее развитие системы социального партнерства профсоюзов, работодателей и их объединений, при которой работодатели и работники посредством коллективных договоров и соглашений самостоятельно регулируют свои взаимоотношения, условия труда и распределение прибыли. Эти принципы были заложены в новый Трудовой кодекс, который принимался при активном участии представителей профессиональных союзов. Мы хотим укрепить эти принципы, в том числе путем внесения поправок в Трудовой кодекс, которые также готовятся при участии ФНПР. Предлагается стимулировать работодателей брать на себя обязательства, и соответствующие поправки могут быть рассмотрены уже на весенней сессии Государственной Думы.

Второе. Передача субъектам федерации полномочий по социальному обеспечению определенных групп граждан была необходима, поскольку позволила повысить ответственность всех уровней власти. Однако, как и в любой масштабной реформе, необходимо внимательно отслеживать этот процесс и корректировать его издержки. Степень социальной защиты человека не должна зависеть исключительно от финансовых возможностей того или иного региона. В связи с этим важно рассмотреть вопрос о реализации целей, заложенных в законопроекте о минимальных социальных стандартах. Эти стандарты или их аналоги могли бы быть положены и в основу расчетов прожиточного минимума, и в основу установления пропорций финансовой помощи регионам.

 

Сегодня депутатам Государственной Думы предстоит непростой разговор с Правительством и о ходе реализации Федерального закона № 122, и, в целом, о задачах социально-экономического развития страны. В этой связи хотел бы еще раз подчеркнуть, что нас беспокоит отсутствие у Правительства четкой среднесрочной программы. Со своей стороны, депутаты фракции "Единая Россия" работают над предложениями к такой программе и будут благодарны профсоюзам, если они примут участие в нашей работе.

 

Представителям профсоюзного движения очевидна связь между экономическим развитием страны, ее предприятий и повышением уровня и качества жизни людей. Социальные и экономические задачи взаимодополняют друг друга, и вместе мы сможем решать их быстрее и эффективнее.

 

Благодарю за внимание.


Rambler's Top100