Статья Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Бориса Грызлова в газете "Газета", 15 марта 2005 года
Версия для печати

Прямая речь

К лучшей медицине в мире

Советскую медицину Всемирная организация здравоохранения некогда считала лучшей. В начале 1990-х годов российская медицинская отрасль была практически разрушена. Попытки ее модернизации не обеспечили качество и доступность медицинского обслуживания. В ХХI век наше здравоохранение вошло в прежнем плачевном состоянии. Ежегодно в стране умирает более 2 миллионов человек - почти в 2 раза больше, чем рождается. Причины разные: чрезвычайные происшествия, несчастные случаи, но самая главная - болезни. Работающая в стране уже более 12 лет страховая медицина неэффективна. Ежегодные расходы на здравоохранение составляют около 600 миллиардов рублей. Но налогоплательщики не понимают, куда уходят их деньги, при этом более 40% услуг оплачивается пациентами наличными. Более обеспеченная часть населения уже давно лечится в частных клиниках, а понятие «районная поликлиника» ассоциируется с низким качеством обслуживания и очередями. Положение врачей, тех, кто в ответе за самое дорогое, что есть у человека, - здоровье и жизнь, ставит их на один уровень с социально уязвимыми слоями населения. Сегодня зарплата медикам начисляется за процесс лечения, а не за результат. Профилактические процедуры и консультации врачам вовсе не оплачиваются. Из-за скудности финансирования государственной медицины врачам разрешено оказывать платные услуги. И этим они нередко злоупотребляют, к тому же из-за отсутствия единой тарифной политики цены назначают самостоятельно.

Медицинское страхование в полном смысле слова фактически отсутствует. Система обязательного медицинского страхования сегодня покрывает лишь треть страховых случаев. А нынешняя система добровольного медицинского страхования по сути совсем не страховая, а является оплатой пациентом своего лечения. Так называемые платные медицинские услуги - это для лечебных учреждений способ заработка. При этом нет критериев формирования цен на услуги, нет единых государственных стандартов диагностики и лечения. Поэтому большинство из нас может рассчитывать лишь на медицинские услуги несовершенной системы обязательного страхования.

Отсутствие в России единого полиса обязательного медицинского страхования не позволяет людям получать лечение по страховке в другом регионе. Представьте, если бы полученное в Москве водительское удостоверение автомобилист имел право использовать только в столице. Все это свидетельствует о том, что реформа здравоохранения не просто назрела, а крайне необходима. Российской медицине поставлен неутешительный диагноз. Ключевая роль в реформе здравоохранения принадлежит именно законодательству. Для этого нужно поэтапно решить следующие задачи: пересмотреть принципы медицинского страхования, перейти к страховому принципу финансирования здравоохранения, законодательно зафиксировать систему платежей населения, введения единых государственных медико-экономических стандартов, выработать систему государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Решать эти и другие проблемы без внедрения в здравоохранение рыночных механизмов не представляется возможным. Но при этом практика показывает, что применять их следует осторожно. Рынок медицинских услуг - специфический. Нельзя допустить, чтобы здоровье людей было поставлено на рельсы конкуренции.

В законопроектах об обязательном медицинском страховании и о государственных гарантиях медицинской помощи, которые сегодня обсуждаются в правительстве, закладываются механизмы решения этих задач. Вместе с проектами законов о регулировании частной медицинской деятельности и о страховании профессиональной ответственности медицинских работников, работа над которыми также ведется, они создадут необходимую правовую базу для реформы здравоохранения.

Отдельно необходимо проработать вопросы финансирования отрасли. Нередко поступающие в медицину средства используются не по назначению, а порой и разворовываются. Оптимизировать финансовые потоки в здравоохранении возможно только за счет реструктуризации отрасли. Систему оказания медицинской помощи целесообразно организовать таким образом, чтобы люди могли получать больший объем и более высокое качество медицинского обслуживания в поликлиниках. Это положительно скажется на эффективности финансирования. Увеличится доля денежных средств, направляемых непосредственно на оказание медицинской помощи, возрастет уровень материально-технического оснащения медицинских учреждений. В законе об обязательном медицинском страховании будет прописан механизм, при котором главам регионов будет выгодно оплачивать страховку за неработающее население. Чем больше платишь, тем больше средств перечисляется из федерального центра. Для этого региональные власти будут заключать соглашения с Пенсионным фондом, который обязуется перечислять деньги территориальным органам обязательного медицинского страхования при условии подтверждения областными администрациями выполнения обязательств по уплате страховых взносов за детей, пенсионеров, инвалидов. Мы должны начинать реформу при четком понимании механизмов ее практической реализации.

Напомню, что депутаты уже добились сохранения профильных врачей - педиатров и гинекологов, в то время как первоначально предлагалось их обязанности возложить на врачей общей практики. Мы также против обсуждаемой поголовной замены института узких специалистов на «семейных» врачей. Хотя не исключаем, что эта модель может подойти, например, для сельского здравоохранения, где наиболее остро стоит кадровый вопрос.

В ходе реформы планируется четко определить грань между платным и бесплатным лечением. Сразу поясню, что вся разница будет заключаться в сервисе, а не в качестве лечения. Например, государство не может положить каждого больного в отдельную палату с телевизором. Однако желающие могут доплатить и лечиться в одноместной. Или при воспалении легких больному будут выдавать отечественный антибиотик, а он захочет таблетки от иностранного производителя. Пожалуйста, доплатите разницу и принимайте.

При этом нельзя забывать главное: здоровье граждан зависит не только от состояния общественного здравоохранения, но и от образа жизни.
 
Борис Грызлов

Rambler's Top100